Найти тему
Casus Belli

Смертельно опасный*

Часть 14. Первый американский ракетоплан

"Черная пуля" XP-56 еще не взлетела, когда Нортроп приступил к разработке очередного летающего крыла, на сей раз - реактивного. Американцам стало известно о прогрессе немцев в области жидкостных реактивных двигателей для He 176 и Me 163. Требовался адекватный ответ. Большую помощь Нортропу оказал его давний соратник венгр Теодор фон Кармань, в то время бывший президентом компании - производителя ракетных двигателей Aerojet Engineering Corporation.Перспективный проект Northrop получил рабочее обозначение Project 12. Предполагалось, что применение схемы «летающее крыло» в сочетании с реактивной тягой позволит достичь прекрасных летных качеств.

MX-334
MX-334

Большая часть задач по разработке была возложена на Центр материально-технического обеспечения военно-воздушных сил (Air Materiel Center, АМС) авиабазы Райт-Филд, работавший под контролем Нортропа, ибо головная компания и так была перегружена производством боевых самолетов. Разработка экспериментального истребителя XP-79 началась с прототипов. Первый из них, MX-324, представлял собой безмоторный планер, а на втором (MX-334) планировалась установка ЖРД. Характерной особенностью конструкции было лежачее размещение пилота (так он мог выдерживать перегрузки до 12g; это также позволило сделать "летающее крыло" более плоским). Чтобы протиснуться в крошечную кабину, летчику приходилось на руках подтягиваться через аварийный люк.

Металлический каркас MX-324 был рассчитан на очень большие перегрузки - до 18g. На опытных машинах изначально использовалось сбрасываемое шасси с посадкой на лыжу – примерно так, как на ракетном перехватчике Me 163, - позже замененное колесным шасси. Элевоны действовали как воздушные тормоза. Имелся небольшой киль-"плавник" (как надеялся сторонник чистого "летающего крыла" Нортроп, "временно").

Всего было построено три опытных машины, первоначально все – в варианте "чистого" планера. В качестве буксира использовался автомобиль Cadillac, а затем - истребитель P-38. В одном из вылетов третий из построенных образцов (MX-334.3) попал в спутную струю буксировщика, перевернулся и начал медленно падать, описывая круги большого радиуса. Пилот Гарри Кросби ухитрился покинуть кабину и сесть на нижнюю поверхность крыла, а затем соскользнул с него и раскрыл парашют; планер же продолжал описывать круги вверх колесами, пока не врезался в землю. Повреждения были настолько серьезными, что восстанавливать его не стали. В другом полете летчик-испытатель Алекс Папана вместо того, чтобы отстыковаться от буксировщика, случайно потянул рычаг сброса фонаря кабины, но ему удалось благополучно посадить машину.

Интерьер кабины
Интерьер кабины

В июне 1944 года MX-334.2 был оснащен ракетным двигателем XCALR-200A-1 с тягой 91 кг. В передней кромке крыла смонтировали баки для топлива (моноэтиланилин) и окислителя (красная дымящая азотная кислота) по обе стороны от пилота, а также неопреновые перегородки для защиты от возможной утечки смертоносных компонентов топлива. 5 июля 1944 года Гарри Кросби отцепил MX-334.2 от буксировщика и запустил ракетный двигатель, став, таким образом, первым американским пилотом ракетоплана.

MX-334.2 в полете
MX-334.2 в полете

Было совершено несколько успешных полетов на ракетной тяге, в ходе которых достигнута скорость 560 км/ч в пикировании. Через месяц программу свернули, так как стали очевидны недостатки ракетоплана (краткосрочность работы двигателя – всего около 4 минут, крайне высокая токсичность и агрессивность компонентов топлива). Тем не менее, испытания дали ценную информацию, использованную при проектировании турбореактивного XP-79.

* в первую очередь, для собственного пилота

Продолжение следует...

Части 1-10 - Что было до Нортропа

Часть 11. Как появился самолет за миллиард долларов

Часть 12. Японский огурец и желтый джип

Часть 13. Самый ужасный самолет Джека Нортропа

Часть 14. Первый американский ракетоплан

Часть 15. "Летающий баран"

Часть 16. "План Б" Дядюшки Сэма

Часть 17. Последний полет Макса Константа

Часть 18. XB-35 - "Большая летучая мышь"

Часть 19. Как угробить гениальный проект

Часть 20. EB-35B: тянитолкай

Часть 21. YB-49 - Самолет-невидимка в 1948 году

Часть 22. "Мы не брали парашютов"..

Хобби
3,2 млн интересуются