Разберем этот вопрос на примере исследований таких явлений как землетрясения.
В недавнем времени в области тектоники плит был достигнут значительный прогресс в понимании причин и места возникновения большинства мировых землетрясений.
Однако для решения ряда фундаментальных вопросов необходим более полный исторический учет землетрясений.
Эти вопросы включают понимание неравномерностей пространственно-временной структуры сильных землетрясений и их долгосрочных уровней сейсмичности.
Например, сильнейшие землетрясения в Индии происходят на северной границе Индийской плиты вдоль дуги длиной 2200 километров, где плита спускается под южным Тибетом.
Измерения глобального позиционирования, проведенные за последнее десятилетие, показывают, что долгосрочная скорость столкновений между Индией и южным Тибетом составляет 16-18 миллиметров в год.
Это означает, что накапливается около 1,8 метра потенциального проскальзывания в столетие, которое будет высвобождаться либо в виде сейсмического проскальзывания при землетрясении, либо в виде сейсмического проскальзывания между землетрясениями.
Недавние исследования исторических данных Гималайских землетрясений, показали, что за последние 500 лет землетрясения составляют лишь приблизительно пять миллиметров в год.
Промах эквивалентен четырем землетрясениям магнитудой 8,5 баллов.
Самое простое объяснение заключается в том, что исторический рекорд в 500 лет слишком мал, чтобы точно измерить цикл землетрясений в Гималаях, и что несколько землетрясений магнитудой 8 уже просрочены.
Археосейсмологический анализ руин в этом районе может помочь оценить, имели ли место землетрясения, не подтвержденные документами.
Другим примером является впечатляющий опыт землетрясений, состоящий из письменных описаний, геологических наблюдений, макросейсмических и инструментальных наблюдений, а также археологических свидетельств.
Границы плит и наблюдения за геологическим смещением указывают на среднюю скорость скольжения вдоль этой границы от пяти до шести миллиметров в год.
Однако наблюдаемая скорость проскальзывания, исходя из сейсмической истории, составляет не более одной трети от долгосрочной скорости проскальзывания.
Это несоответствие устраняется некоторыми, кто ссылается на вязкоупругие процессы, такие как ползучесть, хотя прямых доказательств этому не существует.
Очень распространены ошибки в каталогах землетрясений. Такие как:
- слияние информации;
- преувеличение повреждений от землетрясений
Они, несомненно, вкрались в историческую запись района разломов Мертвого моря, делая оценки времени повторения землетрясений проблематичными.
Однако в этой области достигнут определенный прогресс.
Ученые указали на ошибки амальгамации в нескольких каталогах землетрясений и задокументировали возникновение двух разрушительных сейсмических толщ или стай землетрясений 1138-1139 гг. и 1156-1159 гг. н.э., которые произошли в северном сегменте зоны разломов Мертвого моря.
Если кластеризация землетрясений или штормы действительно являются центральным элементом пространственно-временного распределения сильных землетрясений, и если их кластеризация во времени является процессом, размыкающим границы плит, то может потребоваться изменить подход к тому, как происходят землетрясения, чтобы учесть движения плит.
Таким образом, каким бы ни было объяснение, ясно, что точная реконструкция древней сейсмичности с использованием исторических источников и археологических свидетельств имеет принципиальное значение для определения реального уровня сейсмической опасности для конкретного региона.