Замороженный участок эпидермиса гренландского кита был обнаружен одним из охотников в Гамбелле на Аляске на территории деревни на глубине 3,5 метра. Методом радиоуглеродного анализа, возраст мангтака определили примерно в 1000 лет. Несмотря на такой внушительный возраст, он все еще находился в относительно "хорошем" состоянии. Последующий анализ куска мангтака гренландского кита, который, по оценкам, был настолько стар, является уникальным в науке об океане китообразных. Жители Гамбелла считают, что это подтвердило их устные традиционные знания, которые указывают на то, что они охотятся на гренландских китов с "незапамятных времен".
С научной точки зрения, анализ показывает, что
a) древний кит генетически близок (идентичен гаплотипу mtDNA) к китам, живущим в настоящее время в Беринг-Чукотско-Бобортском море (около Аляски);
b) гренландские киты 1000 лет назад и сегодня кормятся на одном трофическом уровне, но конкретные пищевые компоненты могут отличаться; и
c) очень низкие концентрации ртути в коже китов, встречающиеся до этого момента, похожи на ту, которая была в древнем ките.
Более 2000 лет Инупиат и Юпик Эскимос охотились на китов. Промысел гренландских китов на Аляске остается важной общественной деятельностью, которая удовлетворяет важные потребности в питании и культуре нескольких коренных (инуитских) общин на Аляске и восточной Чукотке. Несмотря на то, что этот вид занесен в список исчезающих видов, в связи со значимостью гренландских китов для некоторых сообществ, ведущих натуральное хозяйство, был разрешен строго ограниченный регламентом промысел.
Не менее важно, что длительная серия исследований (1978-2001 гг.) показывает, что западноарктическая популяция гренландских китов, насчитывала не менее 10 500 особей в 2001 г. и увеличивалась примерно на 3,4% в год. Несмотря на обнадеживающую численность и тенденцию, существуют опасения относительно способности этого высокопродуктивного вида справляться с природными (например, климат и морской лед; пищевая сеть) и антропогенными (например, промышленными, судоходными) последствиями для Арктики. Неотъемлемым компонентом оценки нынешнего и будущего статуса гренландских китов является обмен мнениями, полученными в результате сотрудничества между коренными жителями Аляски (обладателями традиционных знаний), и долгосрочная программа научных исследований гренландских китов. Данные и анализ формируют важную основу для понимания биологии этого обязательного полярного вида и для установления защищаемых квот на добычу натурального сырья.
Выкопанный мангтак весил около 40 кг и имел размеры около 60 x 40 x 20 см.
Образец был доставлен в лабораторию, где был в последствии заморожен. Этот уникальный образец позволил получить важную информацию о биологии гренландских китов. Были затронуты следующие важные вопросы:
1. Сколько лет было мангтаку?
2. Относился ли кит, от которого происходил мангтак, к китам, в настоящее время входящим в состав БХБН или западноарктического запаса гренландских гренландских особей?
3. Похож ли рацион питания "древнего кита" на рацион питания его современных коллег, живущих в этом районе?
4. Был ли у "древнего кита" обнаруживаемый и сопоставимый уровень общего содержания ртути, обнаруженный в современных гренландских гренландцах Западной Арктики?
Образец хранился в морозильной камере при температуре -20°С. Затем он был разрезан примерно на секции по 1 кг и разослан в лаборатории для различных анализов. Во всех случаях результаты анализов древнего мангтака сравнивались с результатами аналогичных анализов современных гренландских китов, взятых охотниками, ведущими натуральный промысел в Кургане и других китобойных общинах вдоль Северного склона Аляски.
При отсутствии значительных изменений, вызванных деградацией китов в результате их хранения, данные проведенных анализов позволяют предположить, что 1000 лет назад этот кит вел себя несколько иначе, чем современный кит в Бэрроу, добывая пищу или имея в запасе определенную добычу. Тем не менее, эпидермальные сигнатуры углерода и изотопов азота были одинаковыми как для современных гренландских китов, так и для древних образцов (P=0.07 и P=0.84 для δ15N и δ13C, соответственно). Хотя это всего лишь один экземпляр, это говорит о том, что трофическая экология гренландских китов оставалась стабильной в течение тысячелетий. Подводя итог, очевидно, что выводы относительно экологии питания на основе одного образца неизвестного пола, длины, репродуктивного состояния и здоровья, следует делать с осторожностью.
Общая анатомия/гистология
Образец похож на современный эпидермис и жир кита. Кожа была черной, толщиной около 2 см. Однако цвет дермы или жира был коричневато-желтым, отличался от цвета свежей дермы и был более сухим, чем у свежих образцов. Однако, учитывая возраст, жир сохранился очень хорошо и сохранил характерный запах, ассоциируемый с мангтаком морских млекопитающих.
Научно проведенный анализ показывает, что:
a) древний кит был тесно связан генетически (сходными материнскими линиями) с китами, обитающими в запасе гренландских китов БХБН (т.е, вблизи Аляски);
б) гренландские киты 1000 лет назад и сегодня кормятся на одном и том же основном трофическом уровне, но конкретные пищевые компоненты и/или состав могут отличаться;
в) компоненты кожи (эпидермис, жир и т.д.) могут иметь различные признаки стабильных изотопов C и N;
г) ртутный анализ показал наличие очень низкой концентрации, аналогичной сегодняшнему уровню ртути в коже головных китов.