Найти тему
Иркутский блог

Каким получился Иерусалимский мемориальный парк. Полный обзор

В прошлом 2018 году можно было с уверенностью назвать лучший новый сквер Иркутска и самый отвратительный пример благоустройства (конкретно в том случае — вредоустройства) в городе. В 2019 году все сложнее: однозначно плохих и хороших объектов нет, поэтому нужно присмотреться к деталям. Начнем с противоречивого воплощения проекта долгожданного мемориального парка на Иерусалимской горе.

Короткая, но необходимая справка:

С 18 века по первую половину 20-го в Иркутске на Иерусалимской горе располагалось одноименное кладбище. В советские годы некрополь превратили в Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) — снесли почти все надгробия, а вместо них прямо на захоронениях поставили аттракционы, танцплощадки, фонари и скамейки. Только к началу 21 века постепенно сформировалось понимание, что зоны развлечений на кладбище быть не должно. Затем решили, что это будет тихая мемориальная зона отдыха — парк, но без аттракционов и увеселений.

«Короче, парк»

Входим со стороны Иерусалимской лестницы, про которую я делал подробный обзор два года назад после ее реконструкции. Сразу же натыкаемся на совершенно нелепую вывеску: мы видим длиннющее официальное название территории, которому место в служебных документах, а не в городской среде.

Там полностью втиснули слова «историко-мемориальный комплекс "Иерусалимская гора"». Дело в том, что авторы проекта, памятуя о советском периоде глумления над кладбищем, как огня боятся слова «парк», поэтому и использовали такую монструозную формулировку.

Конечно, это плохое решение: во-первых, это не приживется в народе, есть риск, что территорию по-прежнему будут звать ЦПКиО (а это плохо); во-вторых, для большинства людей это звучит непонятно, что создаст проблемы при позиционировании места, говорить будут так: «Пойдем в этот... Как его там... Короче, парк». Более подробно об этой проблеме я уже писал в отдельном материале.

Еще один вопрос — кто и чем руководствовался, когда выбрал гигантский размер букв? Интересно, что на стадии проекта параметры вывески были куда более приемлемыми:

-2

Кстати, тут видно, что сначала эту территорию хотели именовать кладбищем. Это ничем не лучше — слово «кладбище» пугает людей ассоциациями, эту территорию не стали бы воспринимать зоной отдыха. Лучше всего — просто «мемориал "Иерусалимская гора"» или «мемориальный парк "Иерусалимская гора"». Зачем все эти канцеляризмы?

Еще пара слов о другой входной группе (со стороны улицы Советской). Сейчас она выглядит так:

-3

На этой ротонде тоже висит жуткое полное наименование, но здесь удалось избежать создания купола, который хотели собрать.... Из листов поликарбоната. Это не шутка.

Источник: sia.ru
Источник: sia.ru

Несколько лет назад я присутствовал на публичной презентации проекта, и помню, как многие ужаснулись этой затее. Тогда, к счастью, удалось отстоять изначальный облик ротонды.

Возвращаемся к аллее, ведущей от Иерусалимской лестницы. Здесь еще во время первого этапа реконструкции в прошлом году сделали пешеходную зону, появились скамейки, а за ними — странные заборы зеленого цвета. Видно, что их конструкция имитирует деревянные ограды, но сделали их почему-то из металла. Почему? В сибирском городе кончилось дерево?

Источник: weacom.ru
Источник: weacom.ru

Далее встречается еще один элемент прошлогоднего этапа благоустройства — плиты, сохранившиеся со времен старого кладбища. Затея хорошая, но их положили под стекло странного качества — оно мутное, довольно сложно разглядеть что-то сквозь него.

Источник: baikal.mk.ru
Источник: baikal.mk.ru

Обращаю внимание, что начиная с букв на вывеске очень многие элементы в мемориальном парке окрашены в спокойный оттенок зеленого. Выглядит вполне приемлемо, но у зеленого цвета, в отличие от черного, есть большой минус — практика перекраски (а она потребуется уже скоро, присмотритесь к фото со скамейками — на ограде уже видна ржавчина).

Не секрет, что в России люди, ответственные за хозяйственную часть, чаще всего несерьезно относятся к выбору цвета краски. К чему это приводит? Если что-то покрасили черным, то через некоторое время покрытие освежат, используя тот же черный цвет — здесь сложно запутаться. Но если покрасили умеренным спокойным оттенком зеленого, то будьте уверены: через несколько лет найдется колхозник, который решит подновить зеленый другим зеленым — вырвиглазно-ярким.

-7

Посмотрите на фото выше. Видно, что часть этой металлоконструкции (справа) просто не докрасили, и первоначально она вся была, видимо, ярко-зеленой. А теперь представьте таким весь парк. Ощутили боль?

Следующее сомнительное решение в мемориальном парке — облик стендов с информацией об истории кладбища и погребенных здесь людей. Запустите в парк иногороднего туриста, дайте ему взглянуть, не читая, на эти стенды, и спросите, в честь чего это все сделали? Уверен, он подумает, что все это — мемориал в честь Великой Отечественной войны.

Источник: weacom.ru
Источник: weacom.ru

Такое впечатление, что использовали шаблоны стендов для мемориалов Великой Отечественной: тот же красный гранит, алые цвета, золотистая подложка для текста. Серьезно, сделайте соответствующий запрос в поисковике, и увидите сотни практически идентично оформленных макетов, но на военную тематику.

Кстати, изначально стенды должны были выглядеть несколько иначе:

-9

Основание тут стилистически чуть ближе к дореволюционной истории, но оформление текстовых материалов тоже было в духе «деды воевали». Но эти листы, кстати, недорого и довольно просто заменить.

Идем дальше. В центре парка, где завершается аллея, выстроили часовню с крестом. Выглядит не слишком тяжеловесно, вполне приемлемо.

Источник: vsp.ru
Источник: vsp.ru

Это намного лучше, чем то, что предлагалось изначально. На этапе проекта там хотели построить закрытую со всех сторон часовню, которая смахивала бы на кирпичную кладовку, но с луковкой.

-11

От этой площадки у креста расходятся дорожки, мощеные плиткой. Сделаны они неплохо, заметно выше уровня земли, грязь под ноги людям сползать не будет.

Источник: irk.sibdom.ru
Источник: irk.sibdom.ru

Вот сохранившаяся могила декабриста Иосифа Поджио. Обратите внимание: старинный монумент по-прежнему в плохом состоянии, но его со всех сторон обложили свеженькой розовой (даже будто бы не гранитной, а прессованной) плиткой — как водокачку на заднем дворе чьей-то дачи. Выглядит несолидно.

Источник: Irk.ru
Источник: Irk.ru

Куда более презентабельным оказалось благоустройство у другого монумента — он находится ближе ко входу в парк со стороны улицы Байкальской, где была еврейская часть Иерусалимского кладбища.

Облик самого монумента, что интересно, взяли не с потолка. Схожий памятник в самом деле находился на Иерусалимском кладбище.

Источник: shofar.fm
Источник: shofar.fm

И вот мы подошли к самому стыдному месту нового мемориального парка — беседке с крышей из оргстекла. Больший позор для этого места сложно представить.

Источник: ircity.ru
Источник: ircity.ru

Материал, как и поликарбонат, пригодный разве что для теплиц или ларьков с шаурмой в Адлере, материал, который невозможно представить частью оформления на улицах старинных европейских городов, использовали при создании мемориальной зоны в Иркутске.

Это даже не дурной тон, это именно позор. При этом в мэрии города работают люди, которые, очевидно, считают это нормальным. Вот так это позорище выглядит сверху. Теплица или гараж, не иначе.

-17

Кстати, изначально, поминая слова автора проекта реконструкции о поликарбонате над ротондой, я решил, что тут тоже использовали именно этот материал.

В сущности, когда речь идет о городской среде, между двумя этими дешевыми материалами нет разницы — оргстекло, равно как и поликарбонат, недопустимы в оформлении мемориального парка. Более того, они близки характеристикам и качеству, даже на форумах обсуждают — какой материал лучше подходит для теплиц. Серьезно, погуглите.

К чему это я: незадолго до открытия парка я попросил информагентство «Ирсити» спросить у чиновников мэрии, как можно было допустить использование поликарбоната и будут ли его заменять. Им ответили так: это, вообще-то, не поликарбонат, а оргстекло. Менять не собираемся.

Понимаете? Они решили, что дело вовсе не в том, покрытие выглядит ужасно и здесь совершенно неуместно, а в том, что кому-то просто не понравился именно поликарбонат. Иными словами, получился такой диалог:

— Дорогая мэрия, вы вляпались в коровью лепеху!
— Нет, что вы, она не коровья, а бычья!

***

Знаете, Леонид Гайдай (выросший, кстати, в Иркутске) перед представлением на суд цензуры своего фильма «Бриллиантовая рука» (весьма дерзкого для своего времени — чего стоит только сцена со стриптизом) вставил в финале кадр с ядерным взрывом, чтобы отвлечь на него внимание цензоров. И сработало! Неизвестно, напугала ли их абсурдность этого кадра, или в нем углядели какой-то политический манифест, но Гайдаю разрешили оставить что угодно, если он вырежет ядерный взрыв.

Ей богу, дорогая мэрия. Эти листы оргстекла — нечто вроде того ядерного взрыва. Можно даже (но лучше не надо) закрыть глаза на безвкусицу в оформлении стендов, на странные решения с оградками, на отвратительное канцелярское название парка, но уберите это зеленое позорище!