Наш советский писатель, как и весь наш народ, руководствуется, говоря словами товарища Сталина:
«не какими-либо случайными мотивами, а законами развития общества, практическими выводами из этих законов».
Сила нашего художника заключается в том, что его мечта, его порыв к будущему тесно связаны с настоящим, что он уже в настоящем видит то, что должно утвердиться, окрепнуть, созреть.
Мы хорошо помним слова тов. Жданова о том, что «вся жизнь нашей партии, вся жизнь рабочего класса и его борьба заключается в сочетании самой суровой, самой трезвой практической работы с величайшей героикой и грандиозными перспективами», что «для нашей литературы, которая обеими ногами стоит на твердой материалистической основе не может быть чужда роман тика, но романтика нового типа, романтика революционная».
Наш народ идет к коммунизму известными, но неизведанны ми дорогами: известными потому, что эти дороги гениально предугаданы великими учителями марксизма, и неизведанными потому, что по этим дорогам никто не шел до нас: мы их прокладываем впервые.
Ленин в «Письмах издалека» писал:
«Чудес в природе и в истории не бывает, но всякий крутой поворот истории, в том числе всякая революция, дает такое бо гатство'. содержания, |разв₽ртыв1ает такие неожиданно-своеоб разные сочетания форм борьбы и соотношения сил борющихся, что для обывательского разума многое может казаться чудом».
Наша сталинская эпоха дает невиданное богатство содержа ния и форм. Каждый день, каждый час возникает столько свое образного, яркого в самых различных областях политической, хозяйственной и культурной жизни. Сила наших писателей в том, что они видят это новое, обобщают в художественных об разах, что они подходят к нашей жизни с позиций творческого, а не начётнического марксизма, тем самым обогащают нашу жизнь.
Лучшие герои, созданные писателями, активно входят в жизнь советских людей. Советские читатели не могут себе пред ставить действительность без Батманова, Воропаева, Груни Васильцевой и других горячо любимых героев.
Пример жизни этих людей помогает нашему читателю итти вперед, творить новую жизнь, бороться.
Так литература активно воздействует на жизнь, так литера тура помогает советским людям строить коммунистическое общество, так с новой силой раскрывается мысль Маркса о том, что философы различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы его изменить.
Произведения Ажаева, Полевого, Галина, Бабаевского по тому играют такую большую роль в жизни советских людей, что в них чувствуется перспектива, широкая светлая коммунистическая даль, что в них сегодняшний день слит с завтрашним, что многие черты нашей жизни как бы предугадывают буду щее, взяты из этого будущего.
Вот почему так важно нашему литературоведению раскрыть силу советского искусства, его умение показать коммунистическую новь, важно сопоставить жизнь и литературу, главнейшие зако номерности нашей действительности и то, как эти закономерсти раскрыты в различных произведениях искусства.
В данном направлении мы и попытаемся решить намеченную тему.
Разумеется, в одной небольшой работе нет возможности охватить все произведения художественной прозы, вышедшие после войны, решить все проблемы, связанные с указанной темой.
Статья преследует цель наметить некоторые пути для решения этой важной задачи.
Дружные всходы коммунистического «завтра» мы видим в облике нашего народа сегодня. С каждым днем эти всходы крепнут и ширятся. С огромным творческим подъемом наша страна воздвигает великие стройки коммунизма на Волге, Днепре, Аму-Дарье и на Дону.
В романе «Необыкновенное лето» Константина Федина между двумя коммунистами - Рагозиным и Извековым — происходит такой разговор:
« Думаешь ты о человеческих отношениях в будущем? Думаешь? Так вот ты ищи такое в нынешней жизни, чтобы уже сейчас в тебе хоть немножко зажило из будущего, понял? Ты умей найти такого человека, в котором немножко будущего есть. В труде его, в службе народу, еще в чем. И на нем учись. Практикуй свой идеал-то на человеке.
Ты прав! воскликнул Кирилл. — Я припоминаю в этом духе у Чернышевского: приближайте будущее, говорил и переносите из него в настоящее, сколько можно перенести».
Особое значение имеют эти слова для советских писателей у которых нет сейчас более важной задачи, чем раскрыть зрим ые черты коммунизма в людях нового советского общества.
Это не значит, конечно, что художник может не видеть как прекрасен путь народа, прокладывающего новые, неизведанные дороги к коммунизму. Принцип большевистской партийности требует от писателя глубокого
проникновения во все процессы жизни советского общества и активного вторжения в нашу действительность.