Современные технологии постепенно вытесняют их нашей жизни привычные вещи и явления. С течением времени, уходят в прошлое целые профессии. Об одной из таких, уходящих в историю, профессий наш сегодняшний рассказ.
Судебные художники.
Первые зарисовки судебных процессов, дошедшие до наших дней, датируются шестнадцатым веком. Наиболее известные древние зарисовки того периода, это зарисовка со знаменитого судебного процесса над шотландской Королевой Марией Стюарт, проходившего в 1586 году, а также зарисовка из суда над Мартином Лютером 1519 года.
Сам жанр судебных зарисовок делится на два типа: художественные картины и, собственно, зарисовки. Первые отличаются глубокой проработкой и художественной ценностью что делает их, нередко, экспонатами лучших художественных музеев мира. В качестве примера этого типа, можно привести картину «Галилей перед судом инквизиции» французского художника Жозефа Николя Робера-Флёри.
Второй же тип судебных зарисовок не отличается высокой художественной ценностью и имеет целью только лишь фиксацию основных моментов заседания. Для примера, можно привести зарисовку с заседания суда над Марией Стюарт, упоминавшийся выше. Здесь мы можем видеть пронумерованных присяжных заседателей и входящая в зал Королева Шотландии в сопровождении двух слуг (верхняя правая часть зарисовки).
Оба типа этого жанра, несомненно, имеют одинаковую историческую и культурную ценность. Ведь по ним можно много узнать о времени, которое в них запечатлено.
Наибольший расцвет, этот жанр изобразительного искусства получил во времена правления Английской Королевы Виктории, в 19-ом веке. Художники присутствовали практически на всех судебных заседаниях. Они были единственными «представителями СМИ» того времени и отвечали за распространение визуальной информации.
Самым известным и успешным судебным иллюстратором считается французский художник Оноре Домье. Из-под его пера вышло более восьмиста зарисовок и карикатур. Вот одна из них. Название говорит само за себя: «Спокойно снесите их оскорбления, сейчас я начну».
Вслед за Европой, традиция зарисовывать судебные процессы перебралась за Океан. В Соединенных Штатах, судебные художники старались запечатлеть процессы над известными людьми. Интерес к процессу предварительно подогревался СМИ и картины из зала заседаний становились весьма популярными. В Конгрессе США хранятся тысячи судебных зарисовок, среди которых есть зарисовки весьма необычных процессов. Например с процесса над «Салемскими ведьмами» или процесса по поводу вынесения импичмента президенту Эндрю Джонсону.
В России этот жанр был и остается малопопулярным. Первая российская судебная зарисовка датируется 19-им веком. Она была выполнена на судебном процессе над так называемыми «первомайцами», готовившими и осуществившими покушение на Императора Александра II. Над этой зарисовкой работали 3 художника: Павел Плесецкий, Владимир Маковский и Александр Насветович.
Кстати, в жанре судебной зарисовки, работали и небезызвестные «Кукрыниксы». К наиболее заметным работам этого коллектива в жанре судебной зарисовки, можно отнести карикатуры из зала заседания Нюрнбергского процесса.
В современной России этот жанр искусства можно встретить довольно редко. Одна из популярных серий этого жанра была создана в 2005 году художником Павлом Шевелевым. Серия была посвящена судебному заседанию по делу «ЮКОС».
Иными словами, «Успейте видеть»! Не за горами то время, когда судебная зарисовка окончательно канет в Лету (по ссылке-статья о значении этого выражения) как жанр.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Поддержите нас лайком! Вам ничего не стоит, а нам приятно)))