Здравствуйте. Константин Vll Багрянородный (Порфирогенит, Κωνσταντίνος Ζ' ο Πορφυρογέννητος)— византийский император из Македонской династии, номинально правил с 913, фактически с 945 года.
Константин Vll является одним из образованнейших людей эпохи, автор сочинений "о фемах", "о церемониях", " об управлении империей".
Согласно "Повести Временных Лет" преподобного отца Нестора, Константин Vll приходился крёстным отцом русской княгине Ольге:
"Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: „Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: „Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: „Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: „Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: „Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: „Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ей царь: „Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью."
Вот так Равноапостольная княгиня Ольга подшутила над своим крестным отцом ромейским императором Константином. Он, кстати, упоминал о ней в своих сочинениях, но об этом как нибудь в следующий раз.
Сейчас хотелось бы поговорить о другой работе Порфирогенита, называется " Об управлении империей". В ней он обращается к своему сыну, Роману ll, рассказывая о хитростях монаршего управления.
Начинается книга с рассказа о ближайших соседях— печенегах и росах .
О печенегах:
Я полагаю всегда весьма полезным для василевса ромеев желать мира с народом пачинакитов, заключать с ними дружественные соглашения и договоры, посылать отсюда к ним каждый год апокрисиария (здесь: посланник) с подобающими и подходящими дарами для народа и забирать оттуда омиров, т.е. заложников , и апокрисиария, которые прибудут в бого-хранимый этот град (Константинополь) вместе с исполнителем сего дела (куратор апокрисиария) и воспользуются царскими благодеяниями и милостями, во всем достойными правящего василевса.
Поскольку этот народ пачинакитов соседствует с областью Херсона , то они, не будучи дружески расположены к нам, могут выступать против Херсона, совершать на него набеги и разорять и самый Херсон, и так называемые Климаты .
Василевс (император) здесь поведал своему наследнику, что надо делать, чтобы печенеги не разоряли северные фемы (провинции) Византийской империи.
О взаимоотношениях росов и печенегов:
"Знай], что пачинакиты стали соседними и сопредельными также росам, и частенько, когда у них нет мира друг с другом, они грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб.
[Знай], что и росы озабочены тем, чтобы иметь мир с пачинакитами. Ведь они покупают у них коров, коней, овец и от этого живут легче и сытнее, поскольку ни одного из упомянутых выше животных в Росии не водилось. Но и против удаленных от их пределов врагов росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире с пачинакитами, так как пачинакиты имеют возможность — в то время когда росы удалятся от своих [семей], — напав, все у них уничтожить и разорить. Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться. [Знай], что и у царственного сего града ромеев, если росы не находятся в мире с пачинакитами, они появиться не могут, ни ради войны, ни ради торговли, ибо, когда росы с ладьями приходят к речным порогам и не могут. миновать их иначе, чем вытащив свои ладьи из реки и переправив, неся на плечах, нападают тогда на них люди этого народа пачинакитов и легко — не могут же росы двум трудам противостоять — побеждают и устраивают резню."
Здесь неоходимы комментарии. В начале X века печенеги кочевали между Доном и Дунаем. Их кочевья находились в одном дне пути от Киева. С 915 по 1036 год Киев 16 раз воевал с печенегами, хотя политика Руси не сводилась к постоянной конфронтации. Князь Игорь, к примеру, включил печенегов в своё войско во время походов на Византию в 943-944 году.
Константин, конечно же, ошибается насчет неразвитости скотоводства на Руси. Информация получена, скорее всего от византийского купца, а не от печенега или роса. Археологические исследования показали, что скотоводство было важной отраслью сельского хозяйства Древней Руси. "Молочные продукты, в частности сыр, издавна входили в рацион питания восточных славян. Лошади и волы использовались в транспортных целях и как тягловая сила на пашне. Шкуры и кости животных использовались в кожевенном и косторезном ремесле. Соотношение костей домашних и диких животных почти во всех без исключения древнерусских археологических памятниках демонстрирует безусловное преобладание скотоводства по сравнению с охотой. Древнерусское стадо включало в себя крупный рогатый скот, лошадь, свинью, овцу и козу. Наиболее часто встречаются в раскопках кости крупного рогатого скота. Очевидно, именно это животное играло ведущую роль в мясной пище населения. Количество костей лошади, обнаруженных на древнерусских памятниках, в несколько раз уступает количеству костей крупного рогатого скота. Однако эти цифры, очевидно, отражают не реальное соотношение этих видов в стаде, а сокращение употребления конины в пищу в связи с распространением использования лошади на пашне и отчасти христианским запретом. Мелкий рогатый скот был менее многочислен, причем кости овец встречаются значительно чаще козьих" (Археология СССР. Древняя Русь. Город, замок, село. М., 1985. С. 225-226).
Друзья, спасибо,что интересуетесь моими статьями, поставьте лайк, если вам понравилось, и подписывайтесь на мой канал, если вы этого ещё не сделали.
Спасибо сайтам wikipedia и voslit за предоставленый материал.