Найти в Дзене
Старый Отшельник

Человечество ежедневно обрекает природу на вымирание

Роль человека в разрушении прибрежных экосистем

Экологическому вымиранию, вызванному избыточным выловом рыбы, предшествуют другие, широко распространенные антропогенные нарушения прибрежных экосистем, включая загрязнение, ухудшение качества воды и антропогенное изменение климата. Исторически сложившееся изобилие крупных потребительских видов было фантастически большим по сравнению с последними годами. Палеоэкологические, археологические и исторические данные показывают, что между началом перелова и последующими изменениями в экологических сообществах прошло несколько десятилетий и столетий, поскольку непромысловые виды играли экологическую роль переловленных на сегодняшний день видов, пока они тоже не стали жертвами избыточного перелова.

Исторические периоды и географический анализ

Научно признаны три различных, но частично совпадающих периода антропогенного воздействия на морские экосистемы: аборигенный, колониальный и глобальный. Использование аборигенами морских экосистем означает эксплуатацию человеком прибрежных экосистем в целях получения средств к существованию с помощью относительно простых водных судов и технологий добычи полезных ископаемых, масштабы и географический охват которых значительно варьировались в разные времена. Колониальное использование включает систематическую эксплуатацию и истощение прибрежных и шельфовых морей иностранными торговыми державами, включая отдаленные ресурсы в развивающуюся рыночную экономику.

https://www.pinterest.ru/pin/32299322313163831/
https://www.pinterest.ru/pin/32299322313163831/

Изменение экосистемы ледниковых лесов

Ледниковые леса Северного полушария характеризуют как мелководные, скалистые места обитания (от теплых умеренных до субарктических регионов по всему миру) и обеспечивают сложную среду обитания для многих коммерчески важных рыб и беспозвоночных.

В ледниковых лесах Северного полушария наблюдается широкомасштабное сокращение численности трофических видов и вырубка лесов в результате роста популяции травоядных животных после уничтожения хищников путем рыболовства.

Экосистема водорослевых лесов северной части Тихого океана возникла за последние 20 миллионов лет в результате эволюции кельпов, морских ежей, выдр и вымершей белоплечей коровы.

Морских выдр там никогда не было, но атлантическая треска и другие крупные наземные рыбы удерживали популяции морских ежей на достаточно низком уровне, чтобы обеспечить сохранение ламинарных лесов, несмотря на интенсивный аборигенный и ранний европейский вылов рыбы на крючковых удочках, по крайней мере, в течение 5000 лет.

Эксплуатация экосистем аборигенами началась примерно 10 000 лет до н.э. и оказала местное воздействие на сообщества водорослей. Торговля пушниной привела к уничтожению морских выдр к началу 1800-х годов. Последующий вылов крупнейшего вида морских ежей в 1870-х и 1980-х годах привел к возвращению хорошо развитых лангустов во многих районах, а особенно в Мэнском заливе.

Изменение экосистемы коралловых рифов

Коралловые рифы являются наиболее сложными в структурном отношении морскими экосистемами, обеспечивая среду обитания для десятков тысяч рыб и беспозвоночных. Рыболовство аборигенов в среде коралловых рифов началось, по меньшей мере, 35-40 000 лет назад в западной части Тихого океана, но имело ограниченное экологическое воздействие.

В последнее время коралловые рифы претерпели резкие сдвиги доминирующих видов вследствие усиления человеческого воздействия. Наиболее выраженные последствия этого явления наблюдаются в Карибском бассейне, но они также проявляются на Большом барьерном рифе в Австралии, несмотря на широкую защиту в течение последних трех десятилетий. Кораллы западной части Атлантического рифа внезапно погибли в 1980-х годах в результате зарастания макроводорослями.

Кораллы Большого Барьерного рифа периодически гибнут с 1960 г. из-за впечатляющего роста популяции роговых звезд Acanthaster Planci, питающейся кораллами. Причины вспышек являются новыми явлениями в истории. Ранние упоминания об Acanthaster Planci отсутствуют в нетронутых ископаемыми месторождениях, в аборигенном фольклоре или в отчетах европейских рыбаков.

Изменение экосистем тропических и субтропических лагун

Травянистые слои покрывают обширные территории тропических и субтропических заливов, лагун и континентального шельфа. Растения Seagrasses обеспечивают корм и среду обитания для ранее огромного числа крупных сирен (дюгоней и ламантинов) и морских черепах, а также различных сообществ рыб, акул, скатов и беспозвоночных, включая многие промышленно важные виды. Как и коралловые рифы, морское дно оказалось весьма устойчивым к человеческому воздействию до последних десятилетий, когда массовая гибель морских травянистых растений стала обычной и широко распространенной практикой. А вымирание крупных травоядных позвоночных животных, начавшееся столетия назад, уже внесло глубокие изменения в экологию дна морских трав, повысив их уязвимость к современным событиям.

Обширные популяции очень крупных зеленых черепах были истреблены из Америки до XIX века. К началу 20 века численность популяций зеленых черепах в заливе Моретон также значительно сократилась.

Ламантинами широко промышляли аборигены и первые колонисты. В Австралии аборигены также собирали большой урожай дюгоней задолго до европейской колонизации, однако, по сообщениям первых колонистов, их численность была огромной.

Ученые недавно сообщили об "обнаружении большой популяции" дюгоней в заливе Моретон-Бэй - всего 300 особей. К северу от Большого Барьерного рифа количество дюгоней сократилось до менее 4000, когда они были впервые точно подсчитаны в 1986-87 годах, а в последние годы их количество сократилось еще на 50-80%. Эти фрагментированные группы популяции ламантинов представляют собой последние остатки огромных стад начала 19 века.

Итоги перелова фауны в антропогенном воздействии на морские экосистемы

Перелов крупных позвоночных животных и моллюсков стал первым крупным антропогенным нарушением всех изученных прибрежных экосистем. Повсеместно масштабы потерь были огромными с точки зрения биомассы и изобилия крупных животных, которые в настоящее время фактически отсутствуют в большинстве прибрежных экосистем во всем мире.

Время их пребывания в Северной и Южной Америке и Тихоокеанском регионе в большинстве случаев тесно связано с европейской колонизацией и эксплуатацией. Однако перелов рыбы аборигенами также имел свои последствия, о чем свидетельствует сокращение численности морских выдр в северо-восточной части Тихого океана тысячи лет назад.

Каковы же последствия на сегодняшний день?

Загрязнение, заболачивание, физическое разрушение среды обитания, вспышки заболеваний, вторжения искусственно выведенных видов и антропогенное изменение климата - все это происходит намного позже, чем перелов рыбы в стандартной последовательности исторических событий.

Синергетическое воздействие антропогенных возмущений, экологическое вымирание целых видов рыб делает экосистемы более уязвимыми к другим природным и антропогенным нарушениям, таким как нагрузка питательных веществ и эвтрофикация, гипоксия, болезни, ураганы и изменение климата.

Расширение различных форм антропогенного воздействия и их экологического воздействия на прибрежные экосистемы усиливаются и ускоряются по мере роста численности населения, бесконтрольной эксплуатации биологических ресурсов, технического прогресса и расширения географических масштабов эксплуатации за счет глобализации рынков.

Наука
7 млн интересуются