По итогам Версальского мирного договора 1919-го года, подводившего итоги Великой войны (как она называлась, пока не стала Первой Мировой), проигравшая Германская империя была обложена гигантскими репарационными выплатами в пользу Антанты. Сумма достигла цифры в 269 миллиардов золотых марок, что соответствовало примерно сотне тысяч тонн золота.
Тяжесть репараций
Даже разделив эти репарационные выплаты на два, германская экономика не смогла бы выдержать финансовый гнёт такого международного долга. Страна слишком сильно пострадала в годы Первой Мировой войны и была попросту не в состоянии платить такие суммы.
Так что, с 1922-го года страны бывшей Антанты решили перевести репарационные выплаты в сферу бесплатной отгрузки сырья, решив, что если Германию не может давать денежные средства, то сможет рассчитаться деревом, углём и железом.
Впрочем, уже через год союзные державы-победительницы стали открыто выказывать своё неудовольствие задержками поставок со стороны новообразованной Веймарской республики. Так по данным репарационной комиссии только за 1922-й год из Германии было недопоставлено более двух миллионов тонн угля и 137 тысяч мачт для телеграфного сообщения.
Оккупация Рура
Итогом сложившегося положения стало введение 60-тысячного корпуса солдат из Франции и Бельгии в ключевую экономическую немецкую область Рур, где производилась половины всей стали и всего чугуна страны, а также добывались почти ¾ всего угля Германии.
Несмотря на незначительную, с точки зрения территории, зону оккупации, удар по экономике только отходящей от последствий Мировой войны страны был колоссальным. Франция, фактически, забрала под свои нужды все действующие заводы Рура.
Помимо экономики, это был ещё и мощнейший удар по политической жизни молодой республики. Рейхсканцлер Вильгельм Куно даже провёл аналогии этого захвата с 40-вековой идеологией Франции по покорению Германии, назвав тогдашние власти Парижа продолжателями имперских замашек «короля-солнца» Людовика XIV и самого Наполеона.
Пассивная забастовка
Ожидаемо на призыв к борьбе своего правительства отреагировали и низы немецкого общества. Рабочие рурского региона устроили массовую забастовку, показав явное нежелание трудиться на враждебную им Францию.
Репарационные отчисления полностью прекратились, а ряд фабрик вышли из-под контроля французских властей, результатом чего стали существенные штрафные санкции со стороны Франции и насильственная высылка наиболее рьяных забастовщиков с рурской земли.
Коммунистические организации Германии даже провели ряд террористических актов в отношении французских и бельгийских солдат, а также активно осуществляли подрывную деятельность на производстве. Корпус солдат, разросшийся с первоначальных 60 тысяч уже до сотни, отреагировал на это рядом карательных акций, по итогам которых было убито более сотни протестующих.
Поражение протестующих
Для поддержки бастующих Веймарская республика взяла на себя оплату «несделанной работы» немцев в Руре, но единственным способом сделать это было включение денежного печатного станка, что в свою очередь быстро привело к ускорению темпов инфляции, и без того тянувшей на дно разрушенную налоговыми недоимками, кризисом перепроизводства и остановкой производства экономику Германии.
Так что преемник Куно на посту рейхсканцлера республики Штрезман уже осенью 1923-го года остановил государственную поддержку бастующих и свёл на нет всю борьбу против французско-бельгийской оккупации.
В кризисную ситуацию между Францией и Германией решили вмешаться США с Англией, оттеснив французов, после чего по плану Чарльза Дауэса, с 1924-го года немцы взяли огромный международный кредит у США на восстановление своей экономики и будущее продолжение репарационных выплат.
Французские солдаты покинули Рур уже в 1925-м, но для немецкой общественности уже было слишком поздно. Слабая позиция республиканских властей и присутствие армии другого государства на территории страны, вызвали подъём националистических движений в политической жизни Германии.
А дальше было восхождение к власти Адольфа Гитлера.