"Гусарить" - даже слово такое появилось в русском лексиконе, говорящее про разгул, пьяное веселье и связанные с ним шалости, что в 19 веке называли молодечество. И синонимом стала гусарская жженка. Что же это такое жжёнка как напиток и ритуал? Вот про это и рассказ.
Жжёнка - горячий спиртной напиток, приготовляемый расплавлением сахара горящим ромом или коньяком, с добавлением вина, фруктов и пряностей.
Но разве это определение передает суть традиции, которая имела свой ритуал! Дело даже не в напитке, а самом ритуале и его деталях, которые и сделали это явление ярким и незабываемым.
Обязательно требовалась большая чаша, хорошо подходило серебряное ведерко для шампанского. На эту чашу клали скрещенные сабли или шпаги, сверху сахарная голова, которую поливали ромом. Непременно требовалось присутствие всех участников пирушки и темное время суток, чтобы все внимание приковывало таинство горящего напитка!
Очень интересны воспоминания графа Остен-Сакена Дмитрия Ерофеевича, генерала от кавалерии, героя Крымской войны (в 1909 году в Севастополе ему поставили памятник). Начинал он службу в наполеоновские войны в Елисаветградском гусарском полку.
"Пьянство между офицерами было развито в сильной степени, но не одиночное, которое считалось развратом, а гулянье общее. Напитки менялись. Некоторое время пили шампанское; когда надоест употребляли жженку, потом липец, ковенский мед — по червонцу бутылка — очень крепкий напиток, пунш, какую-то мешанину с сахаром из портера, рому и шампанскаго; когда и это надоест, то пили виленскую мятную водку. Каждый напиток употреблялся по нескольку месяцев.
Попойка жженкою принимала всегда воинственный вид: в комнате постланы ковры; посредине на полу, в каком нибудь сосуде, горит сахар в роме, что представляет костер дров на бивуаках; кругом сидят в несколько рядов пирующие, с пистолетом в руке; затравки залеплены сургучом. Когда сахар растаял, вливают в сосуд шампанское, жженкою наполняют пистолеты и начинается попойка. Музыканты, трубачи и песенники размещены в других комнатах или на дворе".
Я люблю вечерний пир,
Где веселье председатель
А свобода, мой кумир,
За столом законодатель.
Где до утра слово "пей!
Заглушает крики песен,
Где просторен круг гостей,
А кружок бутылок тесен.
По преданию, эти строки могли родиться у Пушкина в 1824 году, когда в Могилеве его с восторгом встретили гусары и пьянствовали с ним до 4 часов утра.
Особо интересно примечание Остен-Сакена к своему воспоминанию: "Еще одно замечательное явление, которое ясно выражает, что тогдашнее пьянство был, действительно, ребяческий разгул: когда мода на пьянство прошла, около двадцатых годов, то почти все те, которые пили мертвую чашу, совершенно отрезвились и некоторые не употребляли вовсе горячих напитков".
Рецепт
Эх, ты, водка,
Гусарская тётка,
Эх, ты, жжёнка,
Гусарская жёнка.