Найти тему
Artfragment

Культурная революция: два десятилетия русского авангарда

Оглавление

В Москве с разницей в день открылись две заметные выставки, посвященные русскому авангарду. В Еврейском музее и центре толерантности рассказывают о первом официально зарегистрированном в России объединении художников-новаторов — «Союзе молодежи». А в Новой Третьяковке реконструируют экспозицию Музея живописной культуры, открывшегося в Москве в 1919 году. Он стал прообразом первого в мире музея современного искусства. Мы вспомнили, с чего начинался русский авангард и чем закончился.

— Русский авангард включал в себя самые разные течения: кубизм, футуризм, примитивизм, супрематизм, дадаизм.

Объединяло их одно — революционное восприятие действительности. Авангардисты хотели порвать с традицией, удивить публику, побороть мещанство. Правда, далеко не всем их искусство было близко. В 1915 году Сергей Щукин приобрел работу Владимира Татлина «Трамвай В», сколоченную из деревянных плашек. В одной из газет об этом была напечатана ехидная заметка, а произведение Татлина названо «тремя старыми, грязными досочками».  

Владимир Татлин, «Трамвай В», 1915.
Владимир Татлин, «Трамвай В», 1915.

— Отсчет русского авангарда ведут с 1907-го — года рождения московского объединения «Голубая роза».

Их одноименную и единственную выставку хвалил Казимир Малевич. В 1909-м в Санкт-Петербурге появился «Союз молодежи» — первое официально зарегистрированное объединение художников-новаторов, среди которых были Татлин, Матюшин, Филонов и другие. Именно из «Союза молодежи» вышла знаменитая опера-буфф «Победа над Солнцем». Музыку к ней написал Матюшин, а за художественное оформление отвечал Малевич. Кстати, среди декораций к опере зрители впервые увидели «Черный квадрат».

Казимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915.
Казимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915.

— 1910-е годы стали самыми плодотворными и насыщенными для русского авангарда.

Кандинский написал свою первую абстракцию. Малевич придумал супрематизм. Ларионов — лучизм. Эль Лисицкий писал проуны, а Ольга Розанова — символизирующие бесконечность полосы. Кстати, художница написала и манифест «Союза молодежи»:

«Мы объявляем борьбу всем, опирающимся на слово «устой», ибо это почтенное слово хорошо звучит в устах тех людей, которые обречены не поспевать за стремительным бегом времени». 

Ольга Розанова, «В кафе», 1912-1913.
Ольга Розанова, «В кафе», 1912-1913.

— В первые годы после революции авангардное искусство получило карт-бланш.

Власть тогда больше занимали вопросы политического устройства. Авангардисты даже смогли основать в 1919 году Музей живописной культуры, ставший прообразом первого в мире музея современного искусства. И если лондонская галерея Тейт с 1917 года собирала коллекцию современного искусства на средства частных учредителей, то в России сложилась исключительная ситуация — государство стало главным покупателем и покровителем экспериментальной живописи.

Павел Филонов, «Пир королей», 1913.
Павел Филонов, «Пир королей», 1913.

С конца 1918 по декабрь 1920 года было приобретено 1926 произведений у 415 авторов-художников на 26 млн руб. За каждую работу выплачивалось от 700 до 7 тыс. руб. (при средней месячной зарплате 600 руб. в 1918 году).

Наталья Гончарова, «Павлин под ярким солнцем», 1911.
Наталья Гончарова, «Павлин под ярким солнцем», 1911.

— Свобода русского авангарда закончилась в 1923 году.

Власть поняла, что это не то искусство, которое нужно стране. На смену различным художественным объединениям пришли единообразные Союзы — писателей, художников и архитекторов. В 1929 году Музей живописной культуры был закрыт. А в начале 1930-х в крышку гроба авангарда, по словам Малевича, был вбит последний гвоздь.

Сергей Лучишкин, «Координаты соотношения живописных масс. Аномаль. Работа аналитическая», 1924.
Сергей Лучишкин, «Координаты соотношения живописных масс. Аномаль. Работа аналитическая», 1924.

«Реабилитировали» направление лишь в 1980-х. А мода на русский авангард и вовсе началась на Западе. Сегодня работы русских авангардистов продаются за миллионы долларов. Так, на торгах Christie’s в мае 2018 года «Супрематическая композиция» Малевича была продана за $85,8 млн.

Казимир Малевич, «Супрематическая композиция», 1916.
Казимир Малевич, «Супрематическая композиция», 1916.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.