В Москве с разницей в день открылись две заметные выставки, посвященные русскому авангарду. В Еврейском музее и центре толерантности рассказывают о первом официально зарегистрированном в России объединении художников-новаторов — «Союзе молодежи». А в Новой Третьяковке реконструируют экспозицию Музея живописной культуры, открывшегося в Москве в 1919 году. Он стал прообразом первого в мире музея современного искусства. Мы вспомнили, с чего начинался русский авангард и чем закончился.
— Русский авангард включал в себя самые разные течения: кубизм, футуризм, примитивизм, супрематизм, дадаизм.
Объединяло их одно — революционное восприятие действительности. Авангардисты хотели порвать с традицией, удивить публику, побороть мещанство. Правда, далеко не всем их искусство было близко. В 1915 году Сергей Щукин приобрел работу Владимира Татлина «Трамвай В», сколоченную из деревянных плашек. В одной из газет об этом была напечатана ехидная заметка, а произведение Татлина названо «тремя старыми, грязными досочками».
— Отсчет русского авангарда ведут с 1907-го — года рождения московского объединения «Голубая роза».
Их одноименную и единственную выставку хвалил Казимир Малевич. В 1909-м в Санкт-Петербурге появился «Союз молодежи» — первое официально зарегистрированное объединение художников-новаторов, среди которых были Татлин, Матюшин, Филонов и другие. Именно из «Союза молодежи» вышла знаменитая опера-буфф «Победа над Солнцем». Музыку к ней написал Матюшин, а за художественное оформление отвечал Малевич. Кстати, среди декораций к опере зрители впервые увидели «Черный квадрат».
— 1910-е годы стали самыми плодотворными и насыщенными для русского авангарда.
Кандинский написал свою первую абстракцию. Малевич придумал супрематизм. Ларионов — лучизм. Эль Лисицкий писал проуны, а Ольга Розанова — символизирующие бесконечность полосы. Кстати, художница написала и манифест «Союза молодежи»:
«Мы объявляем борьбу всем, опирающимся на слово «устой», ибо это почтенное слово хорошо звучит в устах тех людей, которые обречены не поспевать за стремительным бегом времени».
— В первые годы после революции авангардное искусство получило карт-бланш.
Власть тогда больше занимали вопросы политического устройства. Авангардисты даже смогли основать в 1919 году Музей живописной культуры, ставший прообразом первого в мире музея современного искусства. И если лондонская галерея Тейт с 1917 года собирала коллекцию современного искусства на средства частных учредителей, то в России сложилась исключительная ситуация — государство стало главным покупателем и покровителем экспериментальной живописи.
С конца 1918 по декабрь 1920 года было приобретено 1926 произведений у 415 авторов-художников на 26 млн руб. За каждую работу выплачивалось от 700 до 7 тыс. руб. (при средней месячной зарплате 600 руб. в 1918 году).
— Свобода русского авангарда закончилась в 1923 году.
Власть поняла, что это не то искусство, которое нужно стране. На смену различным художественным объединениям пришли единообразные Союзы — писателей, художников и архитекторов. В 1929 году Музей живописной культуры был закрыт. А в начале 1930-х в крышку гроба авангарда, по словам Малевича, был вбит последний гвоздь.
«Реабилитировали» направление лишь в 1980-х. А мода на русский авангард и вовсе началась на Западе. Сегодня работы русских авангардистов продаются за миллионы долларов. Так, на торгах Christie’s в мае 2018 года «Супрематическая композиция» Малевича была продана за $85,8 млн.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.