Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Э. Хаббард
Современные реалии мира требуют от процесса обучения изменений в сторону не просто теоретически образованного подростка, в дальнейшем взрослого, а воспитания, развития и образования личности для будущего социума.
Развитие личности как социально-общественного элемента активно происходит с самого раннего возраста ребенка и заканчивается к подростковому периоду, где мы как учителя можем помочь учащимся завершить свое социальное становление наиболее благополучным образом.
Что значит развитие социальных навыков?
Социализация - по мнению американского социолога Ф.Г. Гиддингса – развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни. Смысл этого развития состоит в адаптации ребенка к общественному укладу, принятому именно в том обществе, где он растет и развивается.
Частично социализация подростка происходит через изучение иностранного языка на уроках. Основная задача языка - общение. И именно через изучение иностранного языка подросток:
- примеряет на себя различные социальные роли, бытовые, общественные,
- учится контактировать со сверстниками, строя диалоги на разные темы,
- учится высказывать свои мысли,
- приобретает навык ораторского искусства,
- учится обсуждать различные актуальные темы.
Способы развития социальных навыков на уроках английского языка:
- Ролевые игры
Достичь развития социальных навыков возможно через применение ролевых игр на уроках английского языка. Ролевая игра позволяет подростку применить на себя разные общественные роли, воспитать дисциплину и такие качества как трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность, умение найти решение для различных ситуаций.
Каждая ролевая игра состоит из различных социальных ролей, определенной ситуации (например, поход в кинотеатр, кафе, посещение клубов по интересам, приём у доктора) и ролевых действий.
Ситуации выбирается таким образом, чтобы:
- можно было применить определенный лексический материал, изученный подростком ранее,
- данная ситуация имела разные формы интерпретации,
- была возможность рассмотреть вопрос с разных сторон,
- позволить участникам ситуации поддержать свою точку зрения.
Виды ролевых игр:
- Контролируемая ролевая игра - учащиеся получают фразы и подробную инструкцию к действию.
- Умеренно контролируемая игра - исполнитель одной роли знает, как ему стоит вести себя в заданной ситуации, остальные участники игры строят свои роли, основываясь на непредсказуемости одного осведомленного персонажа.
- Свободная ролевая игра - участники знают только об обстоятельствах ситуации, строя свои реплики самостоятельно, постепенно в ходе процесса выстраивая своё социальное поведение.
- Длительная ролевая игра - выстраивается цепочка эпизодов, объединенных определенной тематикой.
- Эпизодическая ролевая игра - разыгрывать нужно только определенный короткий эпизод из ситуации.
Наиболее сложными, но в то же время широкими для творчества и мысли являются длительная и свободная ролевые игры. Стоит чередовать разные виды ролевых игр, чтобы подросток на потерял к ним интерес.
2. Диалоги-ситуации разрешение конфликтных ситуаций как разновидность ролевых игр
Такие диалоги учат подростка правильному поведению в конфликтных ситуациях, плавному разрешению возникших трудностей. Преподаватель может дать конфликтную ситуацию и фразы для составления диалога в парах. Это может быть ситуация конфликта соседей, поколений, незнакомых людей в общественном месте.
3. Дебаты
Основная цель данной работы научить подростков слушать и слышать, выражать своё мнение аргументированно. Темы дискуссий подбираются интересные, но на основе знакомого подросткам грамматического и лексического материала. Например, обсуждение использования мобильного телефона подростками в разных странах, положительные и отрицательные стороны данного вопроса.
4. Задания, развивающие умение делать комплименты
В современном мире важно уметь сделать комплимент и принять его. В начале урока, можно дать упражнение для работы в паре: сделать комплимент по внешнему виду партнера, используя клише, которые учитель заранее пишет на доске. Также можно в конце урока попросить студентов отметить положительные стороны в работе другого ученика. Студенты не только разовьют в себе полезный навык, но это также повысит их настроения, ведь так приятно слышать приятные слова в свою сторону.
5. Задания, обучающие принимать других людей такими, какие они есть.
Попросите учащихся сравнить самих себя себя с подростками из других стран. Сделать это можно с помощью, например, задания на сравнение своей фотографии и фотографии подростка из Англии, тогда сравнение можно произвести по внешнему виду или же по увлечениям, это учит подростка восприятию самого себя в данном мире. Здесь важно акцентировать внимание на том, что нет правильного и неправильного внешнего вида или увлечений, все зависит от культуры и традиций страны, в которой подросток вырос. Так например, подростки в Англии, Америке и России выглядят подчас совершенно по-разному. В Америке в 16 лет свободно водят машину и становятся более независимыми от родителей, тогда как в России до 18 лет о получении водительских прав не может быть и речи.
6. Задания на развитие знаний о стране изучаемого языка.
Изучение иностранной культуры обогащает подростка знаниями о стране и том, как культура отражается в языке. Это позволяет расширить мировоззрение, показывая ситуации с различных сторон. Все эти страноведческие знания помогут подросткам лучше понять не только культуру англоговорящих стран, но и свою, а также усвоить нормы поведения и общения в разных странах.
Преподавателю стоит использовать аутентичные статьи из источников на английском языке, например летняя работа для подростка в Англии, занятия спортом в школах в Великобритании, как подростки проводят время с друзьями, какие увлечения у подростков в Америке и это можно сравнить с времяпрепровождением подростков в родной стране; выбор профессии в англоговорящих странах, как этот выбор осуществляется в этих странах и в родной стране.
Развитие социальных навыков позволяет выйти на новый уровень изучения иностранного языка практический, ведь создание интересных и злободневных игр вовлекает подростка в процесс обучения доступным и веселым, мотивирующим способом. В выигрыше находятся все, при формировании социальных навыков, и ученик и учитель.
Ольга Беднова