"Найденная пленка" (Found Footage) - разновидность мокьюментари, особенно востребованная в жанре фильмов ужасов, хотя можно вспомнить и комедии, например, "Проект Икс".
К концу 90-х Голливуд практически исчерпал инструментарий пугалок традиционного кино. Публика перестала быть непуганной и стала более придирчивой. Общий кризис жанра породил две противоположные тенденции: откровенная постмодернистская автоцитатность (например, "Крики" Уэса Крэвена) и появление нового сверхнизкобюджетного формата "найденной плёнки". Последний брал не актерской игрой, режиссурой, спецэффектами или другими традиционными элементами классического хоррора, а ощущением гиперреализма, которое давала запись на обычную видеокамеру, стилизованная под реально найденное документальное свидетельство "кошмара". Жанр пользовался большой популярностью в нулевых, но уже к началу 2010-х с массовым доступом в интернет, утратил былой "реализм". Хотя, если посмотреть на полный список всех "найденных ужасов", можно обнаружить, что в 2010-х их снято даже больше, правда ни один из них феноменом не стал.
5 знаковых фильмов ужасов в формате Found Footage
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (The Blair Witch Project), 1999, режиссеры - Дэниел Мирик, Эдуардо Санчес
Фильм, популяризировавший "найденную плёнку". Известен легендой о том, что был снят за 22 тысячи долларов, а в итоге собрал в прокате что-то около 250 миллионов единиц той же валюты. Последнее, кстати, не совсем верно, так как оригинальную "Ведьму из Блэр", показанную на кинофестивале в Санденсе и снятую за те самые 22 тысячи долларов, мало кто видел. После того, как права были проданы студии, фильм был полностью переснят, и де-факто все смотрели уже ремейк.
Паранормальное явление (Paranormal Activity), 2007, режиссер - Орен Пели
История о том, как простая американская пара начала замечать в своём доме что-то странное, установила в спальне скрытую камеру, а в результате получился фильм ужасов, породивший одну из самых прибыльных хоррор-франшиз в историй. Стоит признать, что концепция зафиксированной камеры в доме оказалось более пугающей и впечатляющей, чем ручная камера в руках оператора в лесу: примерить на себя происходящее смогла большая аудитория.
Репортаж ([Rec]), 2007, режиссер - Жауме Балагеро, Пако Пласа
Испанский зомби-муви, стилизованный под тв-репортаж, ведущийся из дома охваченного эпидемией зомби. Стоит признать, что у испанцев получилось снять в формате found footage сильное жанровое кино, лишенное правда любительского натурализма "Ведьмы" и "Явления".
Монстро (Cloverfield), 2008, режиссер - Мэтт Ривз
Крайне неоднозначная попытка снять настоящий голливудский блокбастер в формате "найденной пленки". Получилось слишком профессионально, чтобы поверить в любительскую природу съемки, и недостаточно зрелищно для того, чтобы составить конкуренцию фильмам "за 200 миллионов".
Охотники на троллей (Trolljegeren), 2010, режиссер - Андре Овердал
Одновременно яркий представитель жанра и блестящая пародия на него. Группа норвежских документалистов случайно встречается со странным егерем, который раскрывает величайшую тайну страны - тролли существуют, и именно он занят регуляцией их популяции. Убедить зрителя в реальности происходящего никто не пытается, но получается смешно и без этого.