Вы думали, принцессы могли только в своей башне заниматься вышивкой, слушать стихотворения галантных рыцарей без страха и упрека и в пятнадцать лет выйти замуж за какого-нибудь герцога?
На самом деле у средневековых женщин было прав больше, чем у их пра-пра-правнучек эпохи просвещения. А уж у принцесс и подавно! Давайте рассмотрим права принцесс на примере дочерей короля Англии Эдуарда I Длинноного из рода Плантагенетов. Он правил в конце XIII века на протяжении тридцати лет — а это целое поколение!
Принцессы могли выйти замуж по любви
Джоанна, вторая дочь Эдуарда I, впервые вышла замуж в восемнадцать лет за сорокашестилетнего магната. Через пять лет он умер, оставив все еще юной Джоанна богатое наследство и четверых наследников. Вдова нем сильно горевала, у нее было все, чего могла пожелать средневековая женщина: молодость, плодовитость и одно из самых богатых имений Англии. Она могла выбрать в мужья любого из европейских правителей.Но Джоанна влюбилась в безземельного молодого человека Ральфа, подданного ее покойного мужа. Не желая расставаться с любимым ради очередного выгодного ее отцу брака, принцесса обручилась с ним на тайной церемонии, пожертвовав своим наследством и положением. В те времена богатым вдовам нужно было разрешение короля на повторный брак, иначе все наследство, доставшееся от мужа, переходило в королевскую казну. Король был в ярости, но в конце концов смилостивился и вернул дочери ее имущество. Так Джоанна сохранила и свои владения, и любимого человека.Джоанна была тем еще сложным ребенком. Например, она не приехала на свадьбу своей сестры просто для того, чтобы доказать, что она МОЖЕТ. А еще вечно требовала от отца увеличить ее содержание и никогда не отдавала ему огромные долги.
Принцессы могли строить замки
В отличие от своей сестры, третья дочь Эдуарда, Маргарита, неудачно вышла замуж за герцога Брабанта, который находится на юге современных Нидерландов. Ее муж Ян открыто имел целый гарем придворных дам-любовниц, которые подрывали власть юной герцогини. Маргарите нужен был свой двор, в котором не было бы бесчисленных злокозненных любовниц мужа. Ни один из имевшихся поместий герцога не удовлетворяло принцессы, привыкшей к королевским покоям. Поэтому Маргарита приказала построить ей личный замок во фламандском Тервюрене.
Английские замки того времени строились в основном как военные укрепления. Суровые, мрачные, без особых изысков — они были символом завоевания земель и необходимой мерой для обороны королевства. Эдуард первым начинает строить замки в Уэльсе с утонченными садами, аккуратной каменной кладкой, наполненные средневековым символизмом.
Маргарет, бывавшая в этих замках, построила в Тервюрене настоящее произведение искусства, которое, к сожалению, не сохранилось.
Принцессы могли командовать армией мужа
Элеонора, старшая дочь Эдуарда I, вышла замуж за Генриха, герцога Барского, что на севере Франции. В сражении при Лилле Генриха взяли заложником парижане. Пока муж был в тюрьме, управляла всеми его владениями Элеонора. Средневековые принцессы обязаны были знать, как использовать оружие и вести сражение в случае осады замка. Элеонора собрала то, что осталось от армии Генриха, попросила и отца денег на ее содержание, и с успехом обороняла свой дом и защищала детей.
Принцессы постоянно путешествовали
Английский двор XIV века мало напоминал утонченный Версаль или Уайтхолл, который будет построен спустя столетия. Он скорее был похож на цирк-шапито в вечных гастролях — двор короля постоянно переезжал от одного вельможи к другому. Король путешествовал вместе с семьей, рыцарями, писцами и слугами в каретах и повозках. В королевских замках они останавливались на пару ночей, после чего продолжали путешествие по домам аристократов и монастырям. Так они следили за порядком в королевстве и демонстрировали свое могущество подданным. Принцессы, разумеется, много путешествовали с родителями, а затем и отдельно от них со своим двором.
Принцессы могли транжирить деньги
Принцесса Мария однажды отправилась пилигримом к святыне Девы Марии в Уолшингэме. Хотя принцесса и была монахиней с шести лет, ее путешествие вовсе не было аскетичным и богоугодным. За месяц Мария и ее компаньонки, сопровождаемые менестрелями и торжествами на протяжении всего пути, потратили сумму, на которую имение королевского рыцаря могло безбедно жить целый год.
Кроме того, Мария трижды за месяц просила отца выслать ей значительные суммы. Она очень любила роскошь и золото, должна была целое состояние английским ювелирам. Но ее самой расточительной страстью была игра в кости. Отец регулярно выплачивал ее огромные долги.
По книге Kelcey Wilson-Lee, “Daughters of Chivalry: The Forgotten Children of Edward I”.