В русском фольклоре много необычных существ. Вот, казалось бы, Китоврас – известный такой персонаж. Получеловек-полуконь. Происходит от греческого «кентавр». И все всем понятно. Казалось бы.
А между тем, «кент» - «колоть, рубить», «тавр» - «бык». Ни слова о человеке, и, тем паче, о коне. Да и описания этого существа у греков совсем не конкретные – просто мохнатое существо. Спорить не стану, конь мохнатый. Но ведь и все прочие звери мохнаты за редким исключением.
Да и образ человеко-коня тоже спорен. Вот, например, в древнерусском искусстве встречаются кентавр с копытами и кентавр «на мягких лапах». А есть еще древнейшие изображения из Двуречья, где керубы, шеду и ламассу имеют тело льва, ноги быка, крылья орла и голову человека.
Собственно, что мы знаем о Китоврасе? Это апокрифический персонаж, в некоторых версиях – брат царя Соломона, отличающийся необыкновенной силой и хитростью, знанием строительства. В одной легенде он похищает жену Соломона. Изображался чаще всего в виде полуконя-получеловека с крыльями.
А кто такие кентавры? Буйные, охочие до женщин, «не умеющие пить» существа. Среди них, правда, встречаются и те, кто воспитывает героев, то есть, по сути, передает некие тайные знания. В некоторых вариантах кентавры - сыновья Посейдона, бога морей, он же был покровителем коней. Кентавр Хирон считался сыном бога неба Урана и океаниды Флиры. То есть, так или иначе кентавры связаны с водной стихией, хотя, вроде бы, кони обыкновенно являются символом Солнца.
Древнейшие изображения кентавров – на кудуррах, межевых камнях касситов. Возможно, оттуда они «перекочевали» и на крито-микенскую почву, а там и до Греции рукой подать.
Но существа, мифологически связанные с конем, существуют и в других культурах. В Индии это киннары и гандхарвы. Индийские гандхарвы – покровители музыки, возницы бога богатства Куберы, мужья водных женщин апсар. Они знатоки медицины, астрономии, хранители священного напитка Сомы. Причем, на первый план выходит их страсть к земным женщинам.
Названия "кентавр" и "гандхарва" происходят от одного и того же слова. Более того, им родственны слова из языка коми «гундир» - дракон, «гудири»- гром, непогода. Сюда же относится имя «Гандарва» – гигантский водяной змей из «Авесты», убитый Сомой Кераспой. Не знаю, относится ли сюда имя касситского бога войны Гидара, но, по аналогии, обыкновенно боги, ведавшие войной являлись у многих народов и богами грозы.
Судя по всему, кентавр-гандхарв был существом водным, наподобие дракона. Похищение женщин – функция устойчивая. Вторая – связь с водой. Третья – тайные знания. В мифах некоторых народов есть устойчивый мотив похищения женщины животным или чудовищем, от этого союза рождается герой, который совершает различные подвиги и приносит людям тайные знания (например, владение огнем, умение пахать землю и выращивать хлеб и т.п.). Таким образом, кентавр-гандхарв восходит к существам-предкам ираноязычных племен. Воспоминания о нем закреплены на небосводе в виде зодиакальных созвездий Стрелец и Центавр.
Ну, и, на последок, немного о Полкане. Несмотря на то, что в русском фольклоре этот персонаж успел закрепиться практически «как родной», попал он сюда из Италии. Средневековая повесть «Reali di Frcania», написанная Андреа ди Барберино в 1491 году, позже была отображена в лубочных картинках и распространилась в народной среде. Персонаж повести Пуликан – наполовину пес, но его имя на русской почве исказилось до «Полкан» и сблизилось с образом кентавра за счет созвучности «пол-коня».