Восстание биологических машин.
Серия постов-размышлений биологов о старении, смерти, эволюции и смысле жизни.
Мы все умрем. К сожалению (а может и к счастью? есть разные точки зрения..) жизнь устроена так, что мы получаем это чудо –жизнь - в комплекте с весьма неприятным обязательным довеском – смертью.
Интересно, что некоторые биологи считают, что так было не всегда. Пожалуй, первым в «обязательности» смерти усомнился знаменитый Август Вейсман (тот самый от которого потом пошли генетики вейсманисты-могранисты, столь ненавидимые Трофимом Лысенко). В своей лекции, которую Вейсман читал в 1881 году во Фрайбурге, он сказал: «Я рассматриваю смерть не как первичную необходимость, а как нечто, приобретенное вторично в процессе адаптации». То есть другими словами, смерть была специально изобретена природой, видимо, чтобы обеспечить смену поколений, без которой невозможно развитие жизни, невозможна эволюция.
Еще не была известна роль ДНК в наследственности, еще не было понятно, как вообще устроена генетика, но, как и полагается гениальному человеку, Вейсман чувствовал, что все это будет открыто и он сумел сформулировать вот такую мысль: «Не может быть никаких сомнений в том, что высшие организмы в том варианте их конструкции, который сегодня дошел до нас, содержат в себе семена смерти». О каких семенах может идти речь? Конечно же, о генах. То есть, переводя на более современный язык, великий биолог утверждал, что во всех живых организмах (то есть и нас с вами) заложены гены смерти. И, получается, что в какой-то момент они могут включиться и мы… умрем. Совершим этакое молекулярно-биологическое самоубийство.
Стоп. До чего это мы тут договорились? Что живые организмы каким-то образом запрограммированы на самоубийство? Что за ерунда! Всем известен инстинкт самосохранения и вообще, что может быть более ценного для организма, да бог с ним с организмом, для Человека (!), чем его собственная жизнь?
С гуманитарной, то есть нашей шкурной, человеческой точки зрения, конечно же, жизнь является высшей ценностью! Но с точки зрения биолога, следует рассматривать человека еще и как просто живое существо, относящееся к животным, позвоночным, млекопитающим, из отряда приматов, род Homo, вид Sapiens. А для всех живых тварей есть вещь, гораздо более ценная, чем их собственная жизнь. Это их геном. Точнее геном их биологического вида. Совокупность всех генов, которая и определяет что эта тварь собой представляет, существом какого вида она является.
И это действительно драгоценная вещь. Геном каждого вида получился в результате десятков и сотен миллионов лет эволюции, и если однажды он будет утрачен, то вид исчезнет, а значит все эти миллионы лет прошли зря. Все живые существа, и мы с вами в их числе, получают копию генома от своих родителей, проверяют ее (копии) работоспособность в течении жизни и, если копия оказалось годной, то передают ее своим детям. Кто-то спрашивал о смысле жизни? С точки зрения биологии он выглядит именно так. Получил, попользовался и если нормально работает – передал дальше.
Конечно, как правило, интересы генома и его временного носителя категорически совпадают. Если существо умрет, не успев оставить потомство, то и его копия генома будет потеряна. Но иногда бывают неприятные ситуации, когда интересы этого самого носителя могут идти вразрез с интересами генома. И тогда наши гены немедленно показывают нам, кто в доме хозяин. Не пришло ли время поставить вопрос ребром: доколе?! Читайте в продолжении этой истории...
Подписывайтесь на наш канал Проект SkQ: все о старении.
Ставьте пожалуйста лайк:)