Найти в Дзене
Александр Ядрин

Математика утром в сосновом лесу

Оригинал картины можно увидеть в Третьяковской галерее
Оригинал картины можно увидеть в Третьяковской галерее

С этой картиной я познакомился, когда мне было восемь лет. Она висела в доме моей бабушки, которая жила в окружении старых Уральских гор. Мишки всегда привлекали на себя внимание, хотя только спустя почти двадцать лет я понял, что сокровище я обнаружу, разглядывая деревья.

Я работаю учителем математики в школе. Но кажется всегда любил и был близок к искусству. Ходить в музеи, слушать оперы и ездить на развалины - так я представляю свое путешествие во времени. Однажды я задался вопросом: а что если мне обучать моему предмету через искусство? Что если я буду находить аналогию или общее для моего предмета с шедеврами деятельности человека? Так для себя я открыл свой путь преподавания Art in Math.  

В начале сентября у меня был урок в шестом классе по теме отношения и пропорции. Я решил подойти к этой теме через понятие "красота" и "гармония" - ведь математика для меня как раз про это. Британский философ Бертран Рассел говорил: "Математика заключает в себе не только истину, но и высочайшую красоту – красоту холодную и строгую, подобную красоте скульптуры."

Давид вас приглашает в Пушкинский музей
Давид вас приглашает в Пушкинский музей

Я решил начать исследовать картину Шишкина и мы с ребятами определили фокус - точку - на которую падает наше зрение при первом обращении. Ведь художник своей кистью направлял нас по своему замыслу. После этого мы построили отрезки и провели диагонали и стали высчитывать отношения одного отрезка к другому. Какое же было удивление, когда мы пришли к практически одному значению 1,62...

Если малое расстояние до головы медведицы взять за 1, то продолжение примерно равно 1,62 . Это и есть золотое сечение.
Если малое расстояние до головы медведицы взять за 1, то продолжение примерно равно 1,62 . Это и есть золотое сечение.

Оказывается, что картина "Утро в сосновом лесу" была написана с соответствии с принципом золотого сечения. Второй урок мы провели вне класса, вышли во двор школы, чтобы обнаружить божественную пропорцию (так иногда еще называют это соотношение) в здании, на дереве, на футбольном поле и даже на своем пальце! Мы посчитали, что отношение суммы двух фаланг к длине всего пальца и есть золотое сечение. Сейчас мы готовим исследовательский проект по нашей гимназии, чтобы ученики с другой математической точки зрения взглянули на понятие "красота".

Для меня такой подход ознаменовал качественный скачок в моем преподавании. Теперь я пытался находить аналогию или синтез математики и искусства в преподавании других классов. Мой запрос долго не заставил себя ждать. В седьмом классе мы начали проходить углы. Я никогда ранее не объяснял, что смежные углы - это вон те двое мишек, а мама-медведица по отношению к левому мишке находятся на вертикальных углах. Так и быть - сказал я - зачем ждать еще год, чтобы узнать накрест лежащие прямые и внутренние односторонние, когда у нас есть две прямые при пересечении третьей прямой. Урок прошел на одном дыхании. Мы было интересно, ребята от картины не отходили, потому что она стала принадлежать им.

Посчитано на собственном опыте
Посчитано на собственном опыте

Правда, как часто вы находитесь возле одной картины в музее? Наверное, столько же сколько и я - не более пяти секунд, если картина вас чем-то зацепила. Но ведь для того, чтобы она как-то повлияла на вас, между вами должны сложиться отношения. Для этого нужно время. Зачастую его не хватает в музее, когда нужно посмотреть как можно больше всего и сказать потом: "Да, я видел эту картину". Но не прочувствовал, а возможно не понял, потому что не успели еще сложиться, созреть ваши отношения с ней.

На том уроке у ребят было двадцать минут общения с картиной Иван Ивановича Шишкина. Они общались с природой, которой так часто не хватает современным школьникам. Какие отношения у ребят сложились с этой картиной я не знаю, но кажется теперь математика для них заиграла совсем другими красками.