Найти в Дзене

Уроки на отлично! Как научить ребенка (и себя) заниматься самостоятельно и с удовольствием

Оглавление

Привет Познающим Дзен! Октябрь близится к завершению, это только второй месяц учебного года, а все мы — школьники, родители и даже студенты — уже У-С-Т-А-Л-И. Надоело корпеть над уроками целый вечер? Болит голова от задачек по математике/физике/русскому/литературе? Хватит издеваться над детьми (и взрослыми)!

Источник: https://littleone.com
Источник: https://littleone.com

Что делать?

Барбара Оакли и Терренс Сейновски написали «Уроки на отлично!» для детей и подростков, их родителей, чтобы превратить «нелюбимые» школьные предметы в простые и понятные. Пора перестать тратить весь вечер на «домашку», у каждого есть всё необходимое для хорошей учебы. Секрет в том, чтобы выяснить, как работает мозг, и использовать его возможности. Эта книга предназначена для детей и подростков, хотя взрослые также найдут в ней массу полезного. Вы увидите, что даже совсем неглубокое погружение в особенности работы мозга превратит обучение в увлекательное и совсем не занудное приключение.

Авторы

Доктор Барбара Оакли является автором бестселлеров «Mindshift» и «Думай как математик», которые были переведены более чем на двенадцать языков. Совместно с Терренсом Сейновски она создала проект MOOC «Научитесь учиться: мощные умственные инструменты, которые помогут вам овладеть сложными предметами», в котором также выступает в роли преподавателя. Это самый популярный в мире массовый открытый онлайн-курс, на который записались миллионы студентов. Оакли также является научным сотрудником Института инженеров электротехники и электроники (IEEE) и профессором технических наук в Университете Окленда в Рочестере, штат Мичиган. Её исследования и интересы привели её к нейробиологии и созданию MOOC.

Доктор Терренс (Терри) Джозеф Сейновски — исследователь в Медицинском институте Говарда Хьюза и профессор Института Фрэнсиса Крика в Институте биологических исследований Солка, где он руководит лабораторией вычислительной нейробиологии. Сейновски также является профессором биологических наук и внештатным преподавателем на факультетах нейробиологии, психологии, когнитивных наук, компьютерных наук и инженерии в Калифорнийском университете в Сан-Диего, где он является содиректором Института нейронных вычислений. Совместно с Джеффри Хинтоном Сейновски изобрел машину Больцмана и впервые применил обучающие алгоритмы для решения сложных проблем речи (NETtalk) и зрительного восприятия.

Советы по чтению

Эту книгу можно использовать по-разному. Юноши и девушки захотят прочитать её самостоятельно; чтобы лучше закрепить основные идеи, они, наверное, захотят обсудить их с друзьями. Иным молодым людям (а может, и кое-кому из взрослых!), пожалуй, может прийти в голову, что можно просто пробежать быстренько книгу от корки до корки — и они будут всё знать. Как бы не так! Вся штука именно в активном участии: упражнения принесут пользу только в том случае, если их делать.

Вооружитесь блокнотом и ручкой во время чтения, чтобы можно было письменно отвечать на вопросы и делать заметки с ключевыми идеями. Если ваш подопечный как раз такой «пробегатель», то всё зависит от вас: чем больше вы поможете ему погрузиться в чтение, озадачите интересным вопросом и в целом будете принимать активное участие в процессе чтения, тем большую пользу оно принесёт.

Если вы родитель, бабушка, дедушка, а может, тётя или дядя, то было бы здорово, чтобы ребёнок читал с вами книгу вслух. Как правило, получаса непрерывного чтения вполне достаточно (детям помладше время чтения можно сократить). Чтение вслух — это всегда увлекательное приключение, отправившись в которое вы можете учиться всей семьёй.

Если вы учитель, то вполне можете почитать книгу с учениками или сперва дать им немного времени на чтение про себя, а потом вместе обсудить прочитанное. Вот увидите: вместе читая и обсуждая эту книгу, вы обнаружите много общего, что обязательно поможет в преподавании самых разных предметов.

Отрывок

Чтобы понять, почему книга вроде-как-для-детей будет полезна и взрослым, публикуем отрывок третьей главы «Да я потом сделаю, честно!».

__________________________________________________________________________________________

Как победить прокрастинацию при помощи помидора

Знаете, что такое прокрастинация? Прокрастинация — это откладывание на потом. От неё страдают очень многие ученики (да и взрослые тоже!), и она является весьма серьёзным препятствием на пути к успешному обучению. Прокрастинация может быть вполне естественным процессом. К чему делать то, чего вовсе не хочется? Особенно зная, что это будет сложно? Зачем готовиться к контрольной в понедельник, если она будет только в пятницу? «Всё равно к тому времени уже всё забуду», — думаете вы.

А проблема вот в чём. Прокрастинируя, вы всегда будете чувствовать, как быстро заканчивается время. Как вы узнаете позже, время и практика помогают вам «зацементировать» новые идеи, укрепить их в памяти. Но если вам не хватает времени, то вы не только теряете возможность структурировать обучение, но ещё и будете тратить дополнительную энергию на переживания по этому поводу. Короче, куда ни кинь — всюду клин. Прокрастинация — злейший враг эффективного, качественного обучения. Что, впрочем, не сильно тревожит многочисленную армию учеников, постоянно и добровольно сдающихся в плен прокрастинации. Я же покажу вам, как одолеть её.

Вот хорошие новости: на вашей стороне внутренние зомби, всегда готовые помочь вам учиться. Только без паники! Конечно, я не о том, что внутри вас сидят реальные зомби... Было бы совсем жутко. Но прикольно же представить целую армию мини-зомби у нас в голове, которые бы трудились нам во благо, а? В общем, вам надо с ними подружиться.

Итак, нам нужен пинбол-автомат, полная голова милых зомби и пластмассовый помидор? Н-да... Кто бы мог подумать. Постойте, не спешите расходиться... Я ведь профессор! Я знаю, что делаю!

Метод помидора

«Совсем рехнулась? — думаете. — Как между собой связаны помидор и эффективное обучение?»

Дело в том, что в 1980-х Франческо Чирилло нашёл способ помочь прокрастинаторам. Он назвал его методом помидора.

Чирилло придумал таймер в виде помидора, как на картинке ниже. Эта методика проста, и она реально работает (уж нам с Терри можете верить: это одна из самых популярных методик нашего курса «Как научиться учиться»).

-3

Во-первых, вам понадобится таймер. Круто, если у вас есть таймер в форме помидора, но подойдёт и обычный. Я пользуюсь цифровым на своём компьютере. Многие используют приложение на смартфонах или планшетах.

Методика работает следующим образом:

  1. Выключите всё, что может отвлекать: телефон, телевизор, музыку, младшего брата. Всё, что мешает сконцентрироваться. Отыщите тихое местечко, где вас никто не побеспокоит. По возможности купите шумоподавляющие наушники или беруши.
  2. Установите таймер на 25 минут (если вам 10–12 лет, то можете начать с 10–15-минутных помидорчиков).
  3. Приступите к заданию, сконцентрировавшись изо всех сил. Двадцать пять минут — не так уж и много. У вас получится!
  4. А теперь — самая приятная часть. Через 25 минут вознаградите себя.

Посмотрите видео, послушайте любимую песню, потанцуйте, поиграйте с собакой, поболтайте минут пять–десять с друзьями. Вознаграждение — самая важная часть всей методики. В ожидании награды ваш мозг концентрируется лучше.

Закончив с помидором, порадуйте себя!
Закончив с помидором, порадуйте себя!

Так вот, готовя помидор, постарайтесь забыть об окончании задания. Не говорите: «Я сделаю всю домашку за этот “помидор”». Вы можете закончить то, над чем работали. Но не стоит переживать, если сделать этого не удалось. Просто выложитесь по максимуму за эти 25 минут. Когда таймер зазвенит, сделайте перерыв. Вознаградите себя, погрузившись в рассеянное состояние.

Ничего страшного, если потребуется приготовить ещё один помидор. Вы уже на верном пути, если усердно работаете над выполнением задания. Не переживайте о количестве сделанного; вы в любом случае всё закончите. Дайте себе время. И не оставляйте всё на последний момент.

Порой, готовя помидор, я начинаю думать о чём-то совершенно ином. Это абсолютно нормально. Осознав, что мои мысли идут не туда, я тут же пытаюсь перенаправить их в нужное русло. В конце концов, всего лишь 25 минут. Любому под силу сконцентрироваться на учёбе на 25 минут. Если я думаю о других делах, которые нужно будет сделать, или о сайтах, на которые хочу зайти, то, чтобы не забыть, я записываю всё это на отдельном листке, а затем продолжаю готовить помидор.

Должна признаться, что если мне хочется продолжать работу после того, как время истекло, я так и делаю. Всегда круто поймать волну, особенно если дело спорится. Но закончив, я всегда поощряю себя. Время рассеянного состояния! Если я писала (как, например, в случае с этой книгой), то я слушаю любимую песню. Или я встаю, завариваю чай и смотрю в окно. Во время перерыва я не пишу. Таким образом «писательные» участки моего мозга тоже получают передышку.

Во время перерыва очень полезно сменить деятельность и заняться чем-нибудь совершенно отличным от основного задания. Часть мозга, отвечающая за сфокусированное состояние, должна отдохнуть. Если вы учились сидя, то во время перерыва лучше всего подвигаться.

Некоторым людям, использующим метод помидора, нравятся тикающие таймеры. Это напоминает им о том, что время идёт и скоро можно будет получить награду. Тикающий звук удерживает их концентрацию.

Сколько помидоров нужно готовить за целый день? Тут всё зависит от вас. Если вы достаточно целеустремлённый, лишь изредка нуждающийся в «волшебном пенделе» ученик, можете готовить один-два в день — по необходимости. Многим нравится скрупулёзно подсчитывать количество ежедневно приготовленных помидоров с помощью мобильных приложений, получая соответствующие статусы и открывая ачивки. Поищите и скачайте приложение, которое вам больше всего понравится.

Кстати говоря, работая по методу помидора, не следует перескакивать с одного дела на другое. Выберите задачу и работайте над её решением до тех пор, пока не сработает таймер (конечно, если вы справились с ней за этот помидор, то можете приступать к следующей). Некоторые ученики считают, что могут с лёгкостью выполнять несколько заданий одновременно или же перескакивая с одного на другое. Это называется многозадачностью. Однако сама идея многозадачности в корне ошибочна. Единовременно фокус можно удерживать только на одной задаче. Переключая внимание, вы растрачиваете умственные силы, и от этого страдает результат. Это как если бы в пинбол-автомат вместо одного шарика выпустили два — и вы как сумасшедший старались играть и тем и другим. Однозначно не получится, и вы проиграете.

Подсказка: чётко определите время перерывов — научитесь откладывать прокрастинацию на потом

Помидоры можно готовить не только для учёбы, но и для расслабления. Установите таймер на пять–десять–сколько угодно минут. Помните: очень важно давать себе передохнуть, чтобы рассеянный режим помогал вам учиться!
Чтобы научиться возвращаться в работу после перерыва, может понадобиться некоторое время. Тут может помочь громкий и звонкий сигнал таймера.
Иногда отказаться от прокрастинации бывает довольно непросто. Если это ваш случай, можно схитрить, пообещав себе, что всё отложите, но только через десять минут. Тем временем посмотрите на перечень тех дел (или составьте его), которые вам нужно сделать. В это время ваше подсознание, находясь в рассеянном состоянии, начнёт думать об этих задачах и о том, как их выполнить.

__________________________________________________________________________________________

Увлекаетесь ли вы футболом, математикой, танцами, химией, катаетесь на одноколёсном велосипеде, изучаете иностранные языки, играете в компьютерные игры или пытаетесь понять, по каким законам физики брошенный мячик отскакивает от пола, в любом подобном случае эта книга — для вас.

Более подробно с книгой можно ознакомиться на нашем сайте.

Для покупки книги дарим промокод на скидку 20%Домашка.