Рынок розничной торговли в России стремительно меняется. Только представьте: еще недавно наши родители готовы были стоять в многочасовой очереди за продуктами, а сегодня сервисы доставки бьются за покупателей, предлагая привести заказ менее чем через час.
За последние 10-15 лет рынок изменился до неузнаваемости. В 2003 году в гипермаркетах «Ашан» стояли огромные очереди. Это был невероятный по тем временам «удар по ценам!» вместе с классным ассортиментом. Сейчас этим давно никого не удивишь, а тот самый «народный» «Ашан» массово закрывает магазины по всей стране. Что же произошло?
1. Все любят промо
За последние несколько лет на рынке продуктов питания разко возросла доля продукции по промо-ценам, с реальной скидкой до 50%. На такую модель переключились магазины «у дома», постепенно переманившие часть покупателей из супер- и гипермаркетов. В «Ашане» доля промо осталась на низком уровне, что не встретило понимания даже среди постоянных клиентов сети.
2. «Удар по ценам» остался в прошлом
В самом начале цены в гипемаркетах «Ашан» были притчей во языцех - буквально нигде в другом месте нельзя было купить так дешево. Но со временем французская сеть отказалась от политики низких цен, в то же время оставаясь дискаунтером по ассортименту и сервису.
3. Время меняться
Любой разбирающийся в продуктовой рознице человек скажет вам, что срок жизни нормального ритейл-концепта составляет около 5-6 лет. Дальше магазины начинают выглядеть устаревшими и попросту отпугивают тех покупателей, которым действительно важно купить не только выгодно, но и в комфортных условиях. К сожалению, многие гипермаркеты «Ашан» выглядят действительно устаревшими.
4. Очень спорная система быстрой оплаты
Разумеется, технологии внедряются в ритейл с огромной скоростью. Но то, что придумали несколько лет назад в «Ашане», с трудом поддается логике. Товары сканирует сотрудник магазина на кассе, после чего выдает чек. Его нужно самостоятельно оплатить в терминале, а затем использовать для выхода из магазина через турникет. Помимо того, что экономия во времени и использовании ресурсов сомнительная, это отталкивает и желания возвращаться не возникает.
5. Тестирование формата «премиум»
В погоне за новыми решениями в 2018 году в «Ашане» представили качественно новый формат «Одастор». Да, получилось красиво и вкусно. Правильным ли было это решение - покажет время, но на падающем рынке, на фоне сокращения реальных расходов покупателей, выход в премиальный сегмент выглядит странно. Тем более что «Ашан» всегда ассоциировался у покупателей с низкими ценами.
6. Интернет-магазин
Свои онлайн-магазины есть у многих ритейлеров: они работают и становятся более удобными и популярными. С «Ашаном», конечно, другая история: 1) Очень странный ассортимент для продуктового гипермаркета, 2) Доставка сторонними компаниями, 3) Постоянные срывы по срокам 3) Очень слабый клиентский сервис и т.д. Получается, в попытке заработать дополнительные деньги за счет онлайн-продаж «Ашан» еще больше подрывает собственную репутацию.
В «Ашане», за год полностью закрывшем бизнес в Италии и во Вьетнаме, неоднократно заявляли, что не планируют уходить из России, а массовое закрытие магазинов связано с модернизацией сети. Хочется верить, что это правда.
Вместе с тем, «Ашан» теряет выручку на российском рынке уже третий год подряд. В 2018 году, после решения отказаться от ставки на самые дешевые товары, сеть снизила объем продаж на 8,5%, в то время как на других рынках негативной динамики не наблюдалось. Пора что-то менять, или свобождать дорогу тем, кто действительно делает это лучше.