В свое время, лет 7-10 назад, я смотрел ретроспективу фотографий и короткометражек Энди Уорхол.
Память уже стерла, проходила ли она в Гараже или Музее современного искусства. Я был в смятении, когда увидел полотно размером с большую картину, на которую проецировался фильм в 5-7 секунд. Он зацикливался и шел бесконечно. Сюжет этого шедевра был прост и незатейлив: девушка красивой, даже глянцевой внешности, чистит зубы. Таких полотен висело множество. А сюжеты, которые они открывали перед зрителем, были до ужаса и тошноты бытовыми.
Так я проходил несколько часов, осматривая пристально каждую работу. И тут меня осенило, что черно-белые фильмы и сероватого цвета стены контрастируют таким образом, что весь музейный комплекс мне представился площадью, перегруженной обезличенной толпой. Этот трафик народа потерял человеческие очертания, застыл и уставился на меня огромным количеством увеличенных до картины глаз-мониторов, которые транслируют рекламно-бытовой ужас жизни с постоянством адской пытки.
Я задал себе вопросы: я покупаю, потребляю или переживаю?
Величие или пробуждающий шум?
Само название стиля, в котором творил Энди Уорхол, поп-арт, по первоначальной и самой простой версии происходит от английского словосочетания – popular art. Оно переводится как популярное искусство.
Действительно, этот стиль возник в период с 1950 по 1979 год как ответ на абстрактное искусство, оставившее после себя не только картины, но огромный философский вклад в историю собственного осмысления. В абстракции были важно то, что нельзя передать вербально, то есть словами. Это чувства, идеи и дух. Вокруг эти концептуальных точек и развивался абстракционизм. Он хотел отгородиться от внешнего мира либо тяготением к идеальным геометрическим и цветовым форм, либо созданием зауми. Абстрактное искусство делало из живописи религию, которое описывает параллельную реальность – некое четвертое измерение. Его яркими представителями считаются Василий Кандинский и Казимир Малевич.
Поп-арт создал яркое искусство, которое ассоциируется с хлопком, производящим эффект. Поэтому главное ценностью поп-арта стало наоборот «возврат к реальности». И если абстракции убрали предмет из живописи, то это направление его вернуло в гипертрофированном виде. Наиболее яркими представителями течения стали Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс. Поп-арт не просто рисовал реальность, а окунал ее в виртуальность, как если бы она побывала у Алисы в Зазеркалье. Непросто так Энди Уорхол говорил, внешнее и внутреннее поменялись местами в pop art.
Предвестником этого стиля можно по праву французского художника Марселя Дюшана, сюрреалиста и дадаиста. Он впервые эпатировал публику, сделав инсталляцию «Фонтан». Его концепция получила название «ready made».
Художники, причислявшие себя к поп-арту, тоже использовали готовые изделия. Вставленные в полотно картины они обретали новую связь с реальностью и дополненный контекст.
Мы делаем высококачественный контент для всех людей
Надеемся, он был полезен для вас
Выражайте своё мнение в комментариях и делитесь этой статьей с другими
Больше интересного контента вы можете найти у нас в телеграмме. Ссылка в шапке профиля!