Найти тему
Живопись

Художник Сергей Иванович Грибков: сцены из прошлого

Оглавление
Как это часто случается в жизни, полотна талантливых художников рассказывают вдумчивым зрителям гораздо больше, чем пухлые исторические манускрипты. Особенно, если на них попадают сцены из современной авторам действительности.

Сквозь простые и понятные сюжеты, в которых крестьянин стрижёт овцу, молодая женщина с нежностью укрывает спящего ребёнка в люльке, а босоногая красавица с лёгкой грустью рассматривает блестящие безделушки в лавке у болтливого торговца, явственно выступают черты той эпохи, о которой сейчас мы можем прочитать только в книжках.

"Водовоз",1873
"Водовоз",1873
"Таланты и поклонники",1892
"Таланты и поклонники",1892

Но как быть, когда опытный мастер берётся описать нам то, о чём сам знает только понаслышке? Возможно ли полностью доверять его проницательности? Наверно, всё-таки нет. Но можно сверять по его живописным размышлениям свои собственные ощущения от какого-то известного эпизода прошлого. И чтобы было понятнее, попробуем провести опыт на основе эмоциональной, полной человеческих страстей картине Сергея Ивановича Грибкова «Годунов показывает своей дочери Ксении портрет жениха…».

«Годунов показывает своей дочери Ксении портрет жениха»,1876
«Годунов показывает своей дочери Ксении портрет жениха»,1876

В общем-то, история тщетных попыток Годунова выдать свою любимицу хоть за какого-то заморского принца достаточно хорошо известна многим со школы. Не секрет и то, что принцессой Ксении стать так и не пришлось, хотя умная, прелестная, образованная девушка могла составить счастье любой коронованной особе. Царю Борису во чтобы то ни стало нужно было упрочить свою власть, поэтому замужество дочери являлось, в первую очередь, шагом политическим, и уж потом семейным.

"Ксения Годунова", 1876
"Ксения Годунова", 1876
"Благославление на свадьбу",1886
"Благославление на свадьбу",1886
"Боярышня у водоема",1884
"Боярышня у водоема",1884

Царевна же Ксения была совсем не прочь поменять статус, тем более, что речь шла о милейшем принце Иоанне, брате датского короля. Кроме титула, Иоанн имел ум, приятную внешность, был образован и галантен по-европейски. Итак, главные действующие лица застыли в картинных позах, так что можно рассмотреть их, не боясь вспугнуть.

"В лавке",1882
"В лавке",1882
"В церкви",1860
"В церкви",1860
"Прятки",1893
"Прятки",1893

На переднем плане сидит сам царь Борис, в глубокой задумчивости глядя на дочь. Черты его спокойного красивого лица говорят об огромной силе воле, властности, уверенности в себе. В его взгляде читается гордость и скрытая радость от того, что всё складывается так замечательно: нашёлся жених, и Ксения довольна, и наконец-то Европа перестанет коситься на «ненастоящего» царя. Правой рукой он опирается о ручку стула, готовый вскочить с места, чтобы горячо обнять почти уже принцессу.

"Кот и повар",1854
"Кот и повар",1854

Безупречный лик девушки скрывает затаённое торжество. Она не может отвести глаз от портрета Иоанна, любуясь его молодостью и радуясь, что сможет быть счастлива, не переча отцовской воле. Её обнимает мать, Мария Скуратова-Бельская, с нежностью и любовью вглядываясь в милые черты. На женщин, стоящих в глубине картины, направлены потоки света, льющиеся сквозь окно светлицы. Именно семейные трогательные и глубокие чувства более всего важны для художника. Чтобы ни случилось дальше, сейчас личные интересы сошлись воедино, поэтому легко и радостно всем участникам.

"У колыбели",1889
"У колыбели",1889

Кошке, играющей на полу с ниткой заброшенного шитья, дела нет до людских планов и амбиций. Но именно она является той лакмусовой бумажкой, которая отражает истинную атмосферу картины: счастливы все! Красочная, с мастерством написанная сценка из прошлого, кажется остановленным кадром исторической хроники. Нажми на кнопу «stop», и Ксения снова шагнёт к портрету, а отец всё-таки поднимется со своего места, чтобы приголубить её. Кошка спрячется под рамку или отправится путаться под ноги хозяевам, как это принято у всего кошачьего рода во все века.

"Молодая монахиня во время молитвы",1852
"Молодая монахиня во время молитвы",1852

Да, ощущения совпали: Сергей Иванович смог передать именно те эмоции, о которых через сто пятьдесят лет узнали и мы. И в этом есть какая-то особая магия живописи; ведь только она может сохранять живые импульсы человеческих чувств сквозь время, разделяющее эпохи.

"Перед свадьбой",1872
"Перед свадьбой",1872
"У дверей приюта",1874
"У дверей приюта",1874
"У зеркала", 1884
"У зеркала", 1884

🎯 Если вам понравилась статья, поставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения статьи, нажмите и читайте:

Художник Эжен де Блаас: полное собрание портретов красавиц

Художник Натан Исаевич Альтман

Художник Сергей Николаевич Андрияка: самый известный акварелист