Думаете, настоящие учёные – непременно сухари и кроме своей науки ни фига не видят?! Это вы моего знакомого биолога просто не знаете! Немного лирики от подруги моей сестры-биолога – Настоящего Биолога:
- Осень неумолимо сдвигает дни сентября к концу...Вот уже первые заморозки, холодает, полили дожди...
Ну что? Чувствуете? Левитан в прозе да и только! А знаете, почему столько грусти?! А потому что:
- И всё бы ничего, но количество тли на моих ловчих деревьях стремительно падает.
Падает количество тли! Моё собственное сердце сжалось от тревоги при этих простых, казалось бы, и не имеющих ко мне отношения словах. Почему бы мне переживать о количестве тли, а? А потому что:
- Из всей стаи молодых и прожорливых богомолов доросли до тараканов только четверо.
Кошмар и ужас! Богомолы, с которыми я практически виртуально сроднилась, могут погибнуть от голода. О нет, нет! Что же делать? Но не так прост биолог! Биологи не сдаются!
- Остальных нужно кормить дрозофилами. И вот из сборщика тли мне пришлось переходить в другой разряд – мухоловки. Какое-никакое, а повышение квалификации.
Главное – во всём находить позитив. Стать мухоловкой – это круто, по-моему. Как-то по жизни я больше была мухоубивалкой. А вот ловить не доводилось.
Однажды в детстве мы с мамой зашли в магазин, и пока она что-то там выбирала, я увидела предмет, который покорил меня с первого взгляда: я таких никогда до этого не видела! Ярко-оранжевая сеточка, длинная тонкая блестящая ручка… Чудо! Мечта!
- Мама! – задохнувшись от восторга, попросила я, - давай купим ЭТО!
Учитывая, что я, в принципе, никогда особо ничего в магазинах не просила, и в общем была нетребовательным ребёнком, мама сильно удивилась, но купила мне ЭТО. Я ехала в автобусе, размахивала свежекупленной мухобойкой и была самым счастливым ребёнком в тот момент. И даже когда мне объяснили смысл этой штуки, моё счастье не уменьшилось: в моём мозгу произошло осмысление примерно в таком ключе: «Этой штукой ещё и мух бить можно?! Офигенная вещь!». (С поправкой на возраст, разумеется)
Мухобойка, к слову, прослужила лет десять, не меньше. И даже на закате своих дней, перемотанная ниточками в местах порывов, она исправно выполняла свою главную функцию. Заслуженная мухобойка, ёлки-палки… Аж слеза навернулась.
Но вернёмся к биологу, перешедшему на новый уровень. Ей мухобойка ни к чему, ей же богомольчиков кормить, не кашей же! Из мух…
И вот биолог делится лайфхаком:
- Может, кому-то мой способ покажется странным, но мух я ловлю... пробиркой.
Вы, друзья, не расстраивайтесь, если у вас это не получится (сомневаюсь, конечно, что кому-то из вас срочно понадобится живая дрозофила, но всё-таки, на всякий случай), но биолог успокаивает, мол, не боги горшки обжигают, и опыт и повседневная практика дадут плоды:
- Сначала этот трюк мне практически не удавался. Из шести попыток троих мух я упускала, а ещё две благополучно ускользали из коробки до того, как их успевали схватить богомолы, или я – перекрыть отверстие. Хорошо, что в пору богомольего детства много им не надо – пару-тройку штук в день...
Уф, на этом месте я даже выдохнула: две-три дрозофилы – это тьфу. Впрочем, умножьте на десяток-другой богомолов…
Вы, наверное, сразу подумали, что даже две-три – где их взять-то? А всё просто, если вы – биолог:
- Мои охотничьи угодья – два кабинета и маленький кусочек коридора. В кабинетах мы содержим животных, в рацион которых входят овощи и фрукты - яблоки, огурцы, кабачки, тыква, иногда даже помидоры и болгарский перец. Дрозофилы плодятся как ... мухи.
Биолог выросла как охотник, чем невероятно горда:
- Я научилась ловить этих мелких юрких мушек на столе и на шкафу, на широком и узком подоконниках, на стекле и на оконном переплёте, на дверных косяках и кронштейнах, на пакетах и кормовых овощах разной конфигурации, на кафеле и водопроводном кране, на контейнерах с животными и кормом, и в контейнерах с тараканами и моллюсками, на мягких листьях гибискуса и филодендрона и на жестких – стефанотиса...
Вы чувствуете, как ваш внутренний ботаник оживился? Я и слов-то таких половину не знала, не то что про жёсткость листьев. Надо принять к сведению.
Между тем у биолога случилась профдеформация:
- Я навострилась видеть чёрных мух даже на чёрных буквах плаката... научилась ловить одну муху, не потревожив соседнюю... У меня резко скакнул показатель КПД – теперь только двум мухам из десяти удаётся уйти от печальной участи корма... Коллеги уже не вздрагивают, когда видят, как я, с блаженным видом, кося глазами по сторонам, брожу из кабинета в кабинет с пробиркой наперевес...
Потом она, биолог, постигла дзен:
- Я познала охотничье счастье, когда мне удалось за один заход поймать сразу три (!!!) дрозофилы (да, я крута!). Жизнь понемногу начала налаживаться:)
Жаль, но ничто не вечно под луной, это еще Соломон, кажется, что-то такое на эту тему говорил.
- И тут эти тварюшки (дрозофилы) что-то заподозрили... – жалуется биолог. Честно, это не я тварюшек придумала, это всё она! В общем, тварюшки заподозрили! - Хотя откуда что взялось с их восемью-то хромосомами?!
Вы, к слову, знали, сколько хромосом у дрозофил? Я – нет, но теперь мы с вами просветились, ура! И более того, у них ещё откуда-то взялось соображение:
- Они стали садиться выше моей протянутой с пробиркой руки. Продемонстрировав могучий человеческий интеллект, я включила в охотничий инвентарь стул. Дрозофилы пересели на потолок. Нет, ну обидно же!
Ишшо бы! И мне было бы обидно, если б я дрозофилу с потолка не достала!
Но биологу всё нипочём:
- Утешает только одно – их всё равно больше, чем нужно и можно закрыть глаза на то, что самые хитрые мухи меня переиграли.
…Продвинутый заводчик богомолов наверняка на всё это скажет, что я маюсь дурью. Ему вторят мои умные коллеги и всевозможные форумы и группы любителей этих животных.
Хоспаде… вы понимаете, что именно прочли только что?! Ещё раз, по буквам: «опытный заводчик богомолов». «Любители этих животных»… Вы тут спрашивали у меня, на кой человеку столько богомолов. И что я могу сказать? Только то, что не просто «на кой», а ЛЮБИТЕЛИ! Боже, боже… А я ещё переживала, что я ненормальный кошатник. Да это ж я про богомолов не знала просто! Я – образчик здравого смысла и адекватности! И вы тоже, друзья мои! Так что если кто ещё раз предложит вам вызвать санитаров из дурки, вы просто им предложите почитать чатик любителей богомолов.
В общем, эти любители посоветовали завести моему дорогому биологу… мушатник!
Завести мушатник. Для богомолов. Тваюжмать…
В голове моей с треском рвутся какие-то шаблоны и пробивается мысль о том, что как же много я в жизни не знаю! Но биолог сочла данный совет вполне себе нормальным, представляете?
- Завела. Целых два. И там даже мухи роятся. НО! Они упорно не хотят лететь в подставленную пробирку! Затемняла коробку, оставляя на свету выход в ловушку. Подсвечивала пробирку фонариком – безрезультатно. Наверное, я бестолковый богомоловод, но за то время, что у меня получается заманить пару мух из мушатника в пробирку, я могу поймать их поштучно штук десять. Вывод – очевидный.
Короче, не спас её мушатник. Так и продолжала пробиркой ловить. Профессионально. Я в шоке. Уважению моему нет предела.
Но даже у неё в итоге вырвался просто крик души:
- Ну когда же, когда же эти зелёные шестилапы наконец перейдут на тараканов полностью?!
Зато я как филолог просто кардинально расширила свой лексикон. Мушатником и богомоловодом!