Сразу оговоримся: фильмов типа "Терминатора", "A.I." и "Wall-e" в этом списке не будет. Причина проста - они настолько известны, что само упоминание о них уже становится неприличным, как попытки рассказать взрослому человеку о том, что такое таблица умножения.
Поэтому мы собрали в этот список те произведения, которые вне всякого сомнения заслуживают зрительского внимания, но не стали очень уж популярны. Каждый раз у безвестности есть причина: иногда это камерность и задумчивость ленты - "Из машины" и "Она" яркие тому примеры; или же удачливые подражатели затмили первоисточника, как это случилось с “Колоссом”. Но в любом случае - зрителю вдумчивому и внимательному за всеми этими историями будет наблюдать так же интересно, как за событиями "Космической Одиссеи" или "Робокопа".
Добро пожаловать в сложный мир отношений людей и искусственного разума, где любовь и ненависть равновероятны.
Да, и ещё одна важная вещь о нашем списке: мы не расставляли фильмы по местам. Мы считаем, что все упомянутые ниже фильмы так или иначе заслуживают вашего внимания, а уж что кому понравится - вопрос личных предпочтений и настроения.
Из машины (Ex Machina, 2014)
Режиссер Алекс Гарленд
Одна из самых сложных лент в нашем списке. Главная сложность при её просмотре заключается в том, что нужно попасть в медленный и неторопливый ритм первой части повествования, рассказывающего о том, как выдающийся изобретатель, работающий над созданием искусственного интеллекта приглашает к себе в уединенную лабораторию молодого коллегу с тем, чтобы протестировать свое новое изобретение. А заодно поэкспериментировать и над самим коллегой, наблюдая процесс появления между роботом и человеком эмоциональной связи. Это склонность к экспериментированию и приведет героев-людей к трагическому финалу. Впрочем, учитывая последние кадры ленты, трагедия ждёт всё человечество.
Фильм вне всякого сомнения можно отнести к разряду недооцененных шедевров: он нетривиальным образом ставит сложные вопросы, он показывает интересную необычную историю, он красиво снят и мастерски сыгран. Украшение жанра научной кинофантастики. Правда, повторим, первая, неторопливая, часть ленты делает его трудным для восприятия массовым зрителем.
Она (Her, 2013)
Режиссер Спайк Джонс
Трудно поверить, что главную роль в фильме играет Хоакин Феникс, работу которого в "Джокере" сегодня обсуждают все. Это словно два разных человека: в "Она" его герой - мягкий, замкнутый и нерешительный интеллигент, занятый тем, что пишет письма на заказ. Например, человеку надо признаться в любви, или попросить прощения и он затрудняется с написанием такого важного письма, не умеет выразить эмоции и он нанимает специалиста. Вот такого специалиста играет Хоакин Феникс. Однажды он получает новую операционную систему по имени Саманта. Саманта самообучается и её задача - наилучшим образом удовлетворять потребностям своего владельца. В этом-то и кроется проблема, потому что главное желание героя, не осознаваемое им самим - в любви, в победе над одиночеством, в обретении родственной души. Пустоту в его жизни заполняет Саманта. По ходу истории мы узнаём, что нечто похожее случилось и с другими людьми. Как и в предыдущем фильме, всё заканчивается плохо, хотя это "плохо" - не такое, как мы привыкли, благодаря расхожим историям об искусственном интеллекте.
Metropolis (Metropolis, 1927)
Режиссер Фриц Ланг
Произведение, более чем хорошо известное профессионалам и продвинутым любителям кинематографа: главное творение одного из виднейших немецких режиссеров, которого ставят в один ряд с создателем жанра хоррора Фридрихом Мурнау или основоположником психологического триллера Робертом Вине. Одна проблема для современного зрителя: фильм снят в 1927 году. Мало того, что он чёрно-белый, он еще и немой, т.е. приходится читать интертитры. Ну и актерская игра, вполне нормальная для того времени, сегодня выглядит странно. Таким образом двухчасовая лента, наполненная библейскими сценами, отсылками к христианству и философскими парадоксами становится для человека, привыкшего к голливудской яркости довольно суровым испытанием. Но если вы готовы терпеть некоторые неудобства, то можете смело отправляться в это путешествие: вас ждёт Метрополис - город, на верхних этажах которого построен почти что рай, а на низших - разверзлась адская бездна. Там, в самой инфернальной глубине капиталистической преисподней живет слепая девушка Мария, проповедующая Христа рабочим. Её-то и решат подменить руководители этого мира. Марию заменят на человекоподобного робота, который терпение и надежду заменит на сиюминутное исполнение желаний. Бунт, который чуть не погубит Метрополис закончится примирением враждующих сторон, а первый в истории мирового кинематографа андроид будет сожжен на костре.
Превосходство (Transcendence, 2014)
Режиссер Уолли Пфистер
Поскольку ленту режиссировал любимый оператор Кристофера Нолана, от этой работы многого ждали. Эти завышенные ожидания и решили прокатную судьбу фильма: не получив того, чего хотели, зрители и критики решили, что это фиаско. Сними “Превосходство” любой другой начинающий режиссер, публика оценила бы его как очень крепкий дебют в области интеллектуального кино.
Речь в фильме идет о борьбе выдающегося ученого, намеренного построить систему, объединяющую все человеческие знания (вспомните этот сюжет, когда будете читать про ленту "Колосс", вышедшую на сорок лет раньше) и анти-технологического подполья. Смертельно раненый учёный переносит свое сознание в компьютерную систему и вскоре меняет жизнь на планете, совершив ряд революционных открытий. По сути он становится Богом, но тут возникает вопрос: действительно ли это ученый Уилл Кастер, использующий возможности искусственного интеллекта, или же это хитрый ИИ, имитирующий поведение учёного? Ну а для техно-террористам, которые не справились со своей задачей с первого раза, теперь надо решить проблему посложнее - решить, как они смогут убить техно-бога?
Ева: Искусственный разум (Eva, 2011)
Режиссер Кике Маильо
Как придать роботу индивидуальность? Накрутить ручки параметров или спроецировать на машинный интеллект черты реального человека? Такой вопрос стоит перед главным героем и вопрос этот не простой, потому, что упирается в другую проблему: что есть индивидуальность? Более того, главный герой должен сделать не просто робота, который будет "как живой", а робота, привлекательного настолько, насколько бывает привлекателен интересный человек. Приобрести такие черты характера и живому-то человеку не просто, а уж наделить этими чертами машину? Для "модели", с которой он собирается "срисовать" характер главный герой выбирает девочку по имени Ева. Отношения с этим ребенком будут непростыми и обернутся драмой. Перед героями встанет еще один вопрос: если эксперимент не удался, а получившаяся машина уже неотличима от живого человека, то как быть? И еще - не есть ли наше стремление из андроида сделать "идеального человека" следствием нашей внутренней эмоциональной пустоты, которую мы стремимся заполнить таким вот противоестественным образом?
Ах, да! В фильме есть еще крутая робокошка - никакой важной роли она не играет, просто она классная!
Колосс: Проект Форбина (Colossus: The Forbin Project, 1970)
Режиссер Джозеф Сарджент
олосс: Проект Форбина (Colossus: The Forbin Project, 1970)
Американцы создали систему "Колосс", предназначенную для того, чтобы предупредить возможный ядерный удар и запустить встречные ракеты в том случае, если война станет неминуемой. Для того, чтобы эта гигантская система не простаивала впустую и оправдывала своё существование, её снабдили огромным банком данных и возможностями к анализу. Изначально предполагается, что никаким интеллектом "Колосс" не обладает, но тут начинается странное: во-первых, она заявляет, что существует ещё одна система, аналогичная американской. И, конечно же, эта система создана в СССР (обращаем на год выпуска) и называется "Хранитель". Ну а во-вторых, "Колосс" хочет установить связь со своим коллегой. Цели этого "разговора" двух систем не ясны, но соединение всё-таки устанавливается. Ну, а что там дальше - смотрите сами.
Кому-то покажется, то это не очень впечатляющая лента, в которой всё построено на диалогах, и сегодня она смотрится несколько наивно. Но если вы способны хотя бы немного отвлечься от деталей, то станет очевидно, что в этой истории поднимается несколько важных тем: что будет, когда ИИ осознает себя и не решит ли он, что представляет собой более высокоразвитую цивилизацию, чем человеческая? Какие последствия будет иметь передача под контроль ИИ жизненно важных систем? Фильм, достойный интеллектуального зрителя, рекомендуем.
На крючке (Eagle Eye, 2008)
Режиссер Ди Джей Карузо
Два человека внезапно становятся куклами в непонятной и опасной игре: незнакомый женский голос звонит по телефону и отдает команды. Этому голосу подчиняются не только два человека, но и, кажется, всё окружающее: поезда, подъемные краны, банкоматы, светофоры и телефонные сети. За приказами голоса стоит какая-то неумолимая и жестокая логика. Если бы вы встретили это описание в любом другом списке, то может и удалось бы создать какую-то интригу, но тут-то вы догадались, что происходит? Да, без искусственного интеллекта в фильм не обошлось. Но ещё в фильме под толстым слое экшена скрыты вопросы о подчинении системе, о том, как борьба с терроризмом становится более страшным злом, чем сам терроризм и многое другое.
Симона (S1m0ne, 2002)
Режиссер Эндрю Никкол
Один из тех трудных случаев, когда без упоминания главного твиста описание фильма выглядит тривиально, а если рассказать о самом важном сюжетном повороте, то смотреть будет уже совершенно не нужно. Поэтому просто поверьте слову: это интересно. То, что лента действительно качественная, говорит хотя бы в том, что в нем снялся Аль Пачино и Рэйчел Робертс, известная по своим ролям в "Анон", "Время" и сериале "4исла".
Призрак в доспехах 2: Невинность (Innocence, 2004)
Режиссер Мамору Осии
Если первая часть "Призрака в доспехах" стала легендой научной фантастики и вдохновила братьев Вачовски на создание "Матрицы", то каким-то удивительным образом продолжение культового аниме почти неизвестно за пределами узкого сообщества. А между тем фильм, сводящий воедино боевик, буддизм и киберпанк стоит того, чтобы его посмотреть, уже не говоря о прекрасной графической работе Мамору Осии. История начинается с того, что секс-андроиды начинают убивать своих владельцев. А дальше рассказывать бессмысленно, потому что это надо смотреть: учёные с пугающими имплантами, прекрасный медленный карнавал, неторопливо шествует по улицам, неуклюжие роботы-убийцы, грустный Бато и его собака, ушедшая полностью в Сеть майор. Короче, всё, как мы любим!
Робот и Фрэнк (Robot & Frank, 2012)
Режиссер Джейк Шрейер
Один из тех фильмов, которые больше об эмоциях, чем о другом. Вообще, это важная подтема всякого произведения об искусственном интеллекте: как машины, про которые мы изначально знаем, что они не живые и сделаны руками людей способны вызывать наши эмоции? Насколько это важно для нас? Насколько это опасно? Какие последствия могут быть у таких эмоциональных привязанностей? Все в “Роботе и Фржнке” крутится именно вокруг этих вопросов, так что особой зрелищности ждать не стоит: старый медвежатник, страдающий от проблем с памятью может вернуть себе ощущение молодости при помощи робота и на этой почве у странной парочки - вора и машины - возникает вполне нормальная дружба. Создатели с одной стороны не пытаются удивить нас спецэффектами, с другой не выжимают из нас эмоции - чувства возникают как бы сами собой, следуя за логикой событий. И это настоящее мастерство! Чаще всего по поводу этого фильма вспоминают знаменитую ленту "Двухсотлетний человек", и это вполне справедливо - этой экранизации рассказа Азимова в "Роботе и Фрэнке" вполне заметно.
Как мы видим, наиболее интеллектуальные фильмы, посвященные проблемам ИИ, ставят перед нами несколько вопросов:
- найдем ли мы способ контролировать разум, намного превосходящий нас в возможностях, если этот разум начнет вести себя не очень правильно;
- можем ли мы доверять себе, когда речь идет об отношениях с ИИ: не делают эмоции, возникающие в ходе отношений с чем-то, что "почти как живое" слишком слабыми и нелогичными;
- отдаём ли мы себе отчет в том, зачем нам нужен искусственный интеллект и что мы собираемся с ним делать;
Это далеко не все вопросы, которые порождены проблемой искусственного интеллекта, ещё не созданного, но уже горячо обсуждаемого. Наверняка нас ждут новые вопросы и новые сюжеты, рожденные писателями и сценаристами. Чтобы не пропустить наши публикации на эту тему, подписывайтесь на канал.
А еще на нашей странице во ВКонтакте мы выкладываем фантастические аудиорассказы молодых российских авторов и новости жанрового кинематографа, обзоры новых книг и многое другое интересное. Подписывайтесь, у нас там даже стримы есть!