22 марта 2018 года Управление торгового представителя США объявило о введении санкций в отношении Китая в соответствии с разделом 301 Закона о торговле 1974 года. С тех пор новости об этом торговом противостоянии оказывают колоссальное влияние на мировую экономику в целом и на рынок валют в частности.
11 октября 2019 года, после серии бесплодных переговоров, повышения тарифов и ответных мер, президент Трамп объявил «первую фазу» реализации торгового соглашения с Китаем. Но те, кто надеялся на широкую и долговременную торговую сделку, которая уменьшит напряженность в отношениях между США и Китаем, по-прежнему будут находиться в подвешенном состоянии.
Ожидания от последнего раунда переговоров были низкими и они оправдались. Самая яркая новость заключается в том, что США отложили повышение тарифной ставки с 25% до 30% на определенные потребительские товары длительного пользования, запланированные на 15 октября, и обе стороны согласились, что переговоры будут продолжены.
Китай взял на себя обязательство закупать значительно больший экспорт сельскохозяйственной продукции из США, уменьшая некоторую нагрузку на отечественных фермеров (и помогая накормить население Китая, жаждущего свинины и сои). Условное обязательство закупать сельхозпродукцию в размере 50 миллиардов долларов примерно вдвое превышает количество, импортируемое Китаем на всех предыдущих торговых переговорах , и может быть скорее стремлением, чем точной квотой.
«Первая фаза» оставляла желать лучшего. Что отсутствует:
- Чернила на бумаге. Объявление было устным, и никаких обязательств подписано не было.
- Прогресс по основным вопросам. Тарифы по разделу 301 были обоснованы на основе государственных субсидий Китая для его отечественной промышленности, ограничений на импорт и положениями о совместных предприятиях, которые привели к краже интеллектуальной собственности (ИС). Ни один из этих фундаментальных вопросов не был решен.
- Снижение тарифов. США не пошли на тарифные уступки, просто согласились не повышать тарифную ставку на один транш товаров. Все по-прежнему находится в режиме торговли, который с лета 2018 года взимал до 25% тарифов на промышленные, промежуточные и потребительские товары, в то время как большая часть экспорта США в Китай облагается ответными тарифами.
«Разногласия между США и Китаем вышли далеко за рамки торговли».
И это только вопросы, связанные строго с торговлей. Переговорам еще предстоит существенно решить ряд других возникающих проблем, которые вызвали напряженность в отношениях между США и Китаем: предполагаемые манипуляции с обменным курсом, развитие сети 5G, нарушения корпоративной этики Huawei, реагирование на беспорядки в Гонконге, экспорт опиатных болеутоляющих средств и права человека, расследования, связанные с уйгурским народом. С каждой новой областью доброжелательность между двумя странами падает, и перспективы найти даже ограниченную сделку кажутся более отдаленными.
Из всех разнообразных торговых конфронтаций США торговля с Китаем была проблемой, которую больше всего необходимо было решить. Рост Китая со времени его экономических реформ в конце 1970-х годов был поддержан средствами защиты , которые были, как считается,несправедливы по отношению ко всем другим странам, а не только к Соединенным Штатам. Тарифы вынудили Китай сесть за стол переговоров. Тем не менее дискуссии постоянно срывались. Для каждого шага вперед был как минимум один шаг назад.
Напряжение от тарифов накапливается. Общий эффект от тарифов заключается в более медленном росте для обеих стран, что наносит сопутствующий ущерб другим странам. На этой неделе Международный валютный фонд пересмотрел свой прогноз глобального роста в сторону понижения, посчитав, что «торговая напряженность между США и Китаем приведет к совокупному снижению уровня мирового ВВП на 0,8 процента к 2020 году».
По мере разогрева президентской кампании в США в 2020 году политика может побуждать к заключению сделок. Администрация США может попытаться завершить соглашение, которое будет рекламироваться как достижение первого срока. Но любой претендент от демократов будет атаковать любую сделку как незавершенную или неэффективную.
«Постепенный прогресс - лучшее, на что мы можем надеяться».
В то же время Китай испытывает значительные экономические неудобства. К сожалению, конфликт с крупнейшим торговым партнером был приурочен к глобальному спаду, снижению спроса на товары и вспышке свиного гриппа, который поднял цены на продукты питания. Экономический рост Китая упал до 30-летнего минимума, и его фондовые рынки предлагают весьма скромную прибыль.
Некоторые считают, что Китай ждет смены администрации Трампа, надеясь на избрание более предсказуемого политика. Но смена может и не произойти и тогда время может быть не на стороне Китая.
Оптимизм вокруг объявления «Фазаы1» быстро рассеялся. На этой неделе Китай хеджировал свои обязательства по закупкам сельскохозяйственной продукции, связывая это с обязательством США снизить запланированный 15-процентный тариф на более чем 150 миллиардов долларов потребительских товаров, который должен начаться в декабре. Неоднозначность, связанная с этой ситуацией, иллюстрирует ограниченное содержание дискуссий на прошлой неделе.
К сожалению, пропасть между Китаем и Соединенными Штатами стала глубже и шире с тех пор, как в прошлом году вступили в силу первые тарифы. Если сделка и будет продвигаться , она, вероятно, будет ограничена в объеме, оставляя значительную неопределенность для глобальных цепочек поставок и мировых инвесторов. И путь к даже ограниченной сделке, вероятно, пройдет еще через несколько длительных этапов.
Выяснение торговых отношений между США и Китаем будет оказывать и в дальнейшем огромное влияние на рынок валют. Любая новость, любые слухи о даже самых незначительных движениях в этом противостоянии вызывает значительную волотильность на рынке форекс.
Если эта статья была Вам полезна и интересна, ставьте лайки и подписывайтесь на канал