Найти тему
А мы и не знали

Как русский мажор потерял царство

Оглавление

У Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского было три сына. Старшенький воевал, рано умер, похоронен во владимирском Успенском соборе «съ плачемъ великомъ». Средненький хорошо показал себя во главе коалиции князей, бившихся с тогдашним киевским князем. Но в войнах против Новгорода и волжских булгар проиграл. Тоже умер молодым. Судьба третьего, Юрия (он же Георгий), названного в честь деда – Юрия Долгорукого, оказалась более извилистой: его позвали в мужья грузинской царицы Тамары!

Юность князя

Первую начальственную должность княжич получил в возрасте то ли десяти, то ли двенадцати лет от роду, когда папенька по просьбе новгородцев послал его княжить в Новгороде. Он вроде даже бы командовал войсками! – впрочем, из-за малолетства вряд ли много накомандовал. Через три года – в 1175-м, новгородцы его «выведоша» из города. Выгнали, если попросту.

Отца его к тому времени убили свои же бояре в княжеском замке в Боголюбово под Владимиром.

Юрия позвали себе в князья суздальские бояре, с тем, что, пока он взрослеет, княжить будет его дядя Михаил Юрьевич. Но этот дядя со своим братом Всеволодом Юрьевичем, известным истории как «Большое гнездо», устроил тем временем войну против племянников Мстислава и Ярополка Ростиславичей за власть в самом Владимире. Вместо того, чтобы держаться за Суздаль, молодой князь Юрий поддержал троюродных братьев! А победили-то дяди. Всеволод возглавил Владимирское княжество, и терпеть при себе самовольного племянничка не захотел.

С этим Юрий навсегда исчез из русских летописей, а согласно историографу царицы Тамары, он бежал к половцам.

Супруга Юрия, царица Тамара

Уже когда Юрий скитался по степям, Тамара из династии Багратионов, дочь Георгия III и царицы Бурдухан, взошла на трон Грузии как соправительница, по настоянию отца. Было это в 1178 году, ей едва исполнилось четырнадцать. Через несколько лет Георгий III умер, а Тамара осталась на троне.

Молодая царица показала себя мудрой правительницей. Никого не казнила, но власть держала крепко, способствовала развитию христианства, покровительствовала искусству, уменьшила налоги для простого народа. Она снискала истинную любовь подданных.

Шота Руставели всю свою поэму «Витязь в тигровой шкуре» посвятил ей:

«…Мастерство, язык и сердце мне нужны, чтоб петь о ней.

Дай мне силы, вдохновенье! Разум сам послужит ей…»

-2

Несмотря на её заслуги, придворный совет (дарбази) решил, что надо бы ей выйти замуж, поскольку войсками должен управлять всё-таки мужчина. Оказалось, есть и кандидат. Некий вельможа Абул-Асан сообщил, что один царевич, сын русского Великого князя Андрея, «остался малолетним после отца и, преследуемый дядей своим Савалатом [Всеволодом], удалился в чужую страну, теперь находится в городе кипчакского царя Севенджа». Поскольку это предложение поддержала влиятельная тётка Тамары, царевна Русудан, в своё время побывавшая женой киевского князя Изяслава Мстиславича, совет кандидатуру жениха одобрил.

Послали посольство и привезли Юрия, «юношу доблестного, совершенного по телосложению и приятного для созерцания». По некоторым расчётам, случилось сие в конце 1185 года. Тамара вначале отказывалась от брака и говорила, что вовсе не хочет замуж, и что надо бы испытать жениха, выявить его достоинства и недостатки, – да и умеет ли он воевать? – но Русудан и военные настояли на своём.

Свадьба, говорят, была очень пышная: со многими зрелищами, подношениями драгоценных камней и жемчугов, золота кованного и в слитках, дорогих тканей сшитых и в отрезах; веселье, развлеченмя, подношения и одарения продолжались целую неделю. Были отчеканены монеты, на которых на лицевой стороне помещалось имя царицы Тамары и надпись «Да возвеличит бог царя и царицу!», на оборотной стороне – грузинские буквы Г и И (Георгий, ибо в Грузии Юрия иначе и не называли).

Он действительно возглавил грузинское войско, и войско это провело две успешных кампании: против земель Карса, и против «страны парфян».

Вскоре начались неприятности. По некоторым источникам, «Сатана, войдя в сердце русского [князя], именуемого скифом, возбуждал его досаждать словами Тамаре, этому солнцу государей и блистательной молнии». Ругался он с ней, надо думать. Но у летописцев можно найти и более острые обвинения: в беспробудном пьянстве, мужеложстве и зоофилии. Степень их правдивости установить невозможно. Но если бы точно так было, царица не стала бы такого терпеть, а она больше двух лет терпела, и посылала к мужу монахов, чтобы склонить его к примирению. Но он не унялся, а даже наоборот, стал пытать уважаемых людей, избивать их, «вырывая у них члены».

Конфликт усугублялся тем, что в самой грузинской верхушке враждовали различные группы знати.

Наконец, Тамара проявила характер и потребовала развода, что для христианской страны того времени было делом небывалым. На этот раз тётка Русудан и грузинские князья поддержали её.

Вероломство

В 1188 году «отставленного мужа» отправили на корабле в Константинополь, причём гуманная Тамара снабдила его «несметным богатством и драгоценностями». Надо полагать, предоставленные ему богатства он в этой почётной ссылке не преумножил, а скорее растратил, и в конце концов решил вернуть себе Грузию.

Тем временем царице досаждали своею любовью многие царевичи. Сын греческого царя Мануила витязь Поликарп; и сын Ассирийского, Месопотамского и Антиохийского царя; и один из сыновей султана Кизил-Арслана, которого едва удержал отец, боявшийся, что сынок из-за Тамары изменит вере своей. Были и другие.

Нового мужа Тамара выбрала себе без посторонней помощи. Им стал аланский царевич Давид Сослани. Но по некоторым данным, оный Давид приходился то ли родственником, то ли воспитанником тётки Русудан – так что ещё вопрос, насколько самостоятелен был этот выбор Тамары. Впрочем, он оказался удачным.

Но не успела Тамара насладиться счастьем, как узнала, что Георгий снова рядом! Из Константинополя он прибыл в Эрзерум, где к нему сбежались грузинские вельможи из числа недовольных Тамарой: владетели нескольких областей и даже министр двора. Они, имея свои воинские силы, захватили Кутаиси, где короновали отверженного мужа в грузинские цари. Их войска совершали набеги до города Гори, но армия, верная царице, одержала победу в битве на Ниальской равнине.

Георгий попал в плен. Гуманная Тамара осталась верна себе: простила его и велела отпустить. Какое-то время он болтался неведомо где, и… повторил попытку взять власть в Грузии. А поддержку опять стал искать у властителей, враждебно настроенных к этой стране! Отправился к Абу-Бекру, атабеку Азербайджана. Тот выделил ему земли, и в 1193 году Георгий с войсками вторгся в Кахетию, разорил долину Алазани, и опять потерпел поражение: в несколько раз меньший по численности отряд Сагира Махателисдзе разбил его армию. князь Юрий бежал.

Тамара была права: он не умел воевать.

***

Отец Юрия – Андрей Боголюбский, причислен православной церковью к лику святых. Также объявлена святой и грузинская царица; в русских житиях её иногда именуют Тамарой Великой.

А судьба Юрия после всех его поражений неизвестна.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл.: Фреска, на которой изображена царица Тамара и ее муж Георгий.

Канал «А мы и не знали»: статьи по Истории идей, Истории людей, и Истории вещей. Кликнув название канала, получите полный список.

Из последнего:

«Тот свет» без времени и пространства