Найти тему

Чем немецкая опера обязана Османской империи?

Известно, что создателем национальной немецкой оперы является Вольфганг Амадей Моцарт. Именно ему удалось своими талантливыми произведениями победить засилье итальянской оперы при дворе Вены. Первой национальной оперой на немецком языке стал зингшипиль «Похищение из Сераля», премьера которого состоялась в 1782 году. 

Опера произвела настоящий фурор и была действительно триумфальным произведением, совершенство которого заключалось ещё и в том, что оно отражало дух времени. В то время в Австрии была мода на все турецкое или на то, что было принято считать турецким. Поэтому и «Похищение из Сераля» испытало на себе это влияние. 

-2

Действие оперы происходит в самом сердце Османской империи - в Стамбуле. В гареме Селима-паши, очень влиятельного паши при дворе султана, в качестве рабыни живет Констанца, возлюбленная Бельмонте. Бельмонте, чтобы спасти свою любимую, прибывает в Стамбул, с помощью своего друга находит себе работу при дворе паши и придумывает план побега вместе с Констанцей. Однако, во время побега их застаёт слуга Селима-паши Осмин, который и передаёт их паше. Во время допроса Селим-паша узнает, что Бельмонте является сыном его кровного врага. Все это означает, что наказание беглецов неотвратимо, их ждёт смерть. Однако, Селим-паша совершает неожиданный для всех поступок: вместо наказания он дарует беглецам свое помилование и разрешает им покинуть свой дворец. Селим-паша хочет доказать, что он не такой как его враг: жестокость порождает жестокость, в то время как истинная сила - в милосердии.

-3

Мораль этой оперы заключалась в том, чтобы представить Османскую империю не как варварскую страну, живущую по обычаям кровной мести, а как цивилизованное государство, в котором благоразумие и гуманность всегда на первом месте. Селим-паша, несмотря на всю свою грозность, понимает, что изменить себя и мир к лучшему можно не с помощью бессердечия и жестокости, а с помощью прощения и милосердия. 

По преданиям, для того, чтобы почерпнуть вдохновение и ярко, в красках воссоздать образ стамбульской жизни, Моцарт за несколько лет до этого тайно прибыл в Стамбул и бродил в одиночестве по городу. Некоторые экскурсоводы и в наши дни проводят экскурсии по местам, где якобы был Моцарт. Между тем, документального подтверждения тому, что Моцарт действительно там был, нет. Скорее всего, это не более чем красивая легенда. 

-4

Однако австрийский император Йозеф Второй не оценил оперу так, как рассчитывал на то Моцарт. Император даже сделал, если так можно выразиться, замечание композитору, сказав, что «в этой опере слишком много нот». Но все равно эта опера является одной из самых знаковых в творчестве Вольфганга Моцарта, и с неё берет начало немецкая национальная опера.