Как-то один из моих знакомых в обычном разговоре сказал: «У вас в городе люди одеваются как-то серо, однотипно!» С одной стороны, оно верно: на северо-западе погоды стоят постоянно дождливые и ветряные, и красок мало, создается впечатление, что и люди серые, и настроение такое же.
Хотя мы, конечно, люди разные, и вкусы и предпочтения к одежде разные. А еще есть кошелек — он тоже разный. Ранее, когда все одевались на рынках, ассортимент был невелик, но всего необходимого было вдоволь, и еще как-то ухитрялись модничать. А как же одевались люди в древние времена? Наверное, так же был гламур и модники?
В средние века, из-за повсеместного распространения паразитов, в моду вошло ношение дамами собачек, так как температура тела животных выше, чем у людей, а значит, скорее всего, блохи и вши выберут своим домом их, а не человека.
К тому же знатные дамы думали, что для насекомых, мех животных привлекательней волос. Поэтому повсюду носили с собой своих питомцев «защитников», либо художественно обработанные шкурки животных, чтобы свои блохи перескочили, а чужие не пристали. К тому же такие ручные животные выполняли еще несколько функций: о них можно было вытереть руки после обеда или свалить на питомца неприятный запах тела, который не смогли перебить даже духи.
Что-то мне всё это напоминает, хотя уже давненько не встречал собачек в карманах, но, скорее всего, это никуда не делось.
Длинные камзолы были изобретены портными Карла Третьего, чтобы скрыть кривизну ног оного, а так как все хотели следовать примером короля — носили такие же. В семидесятых-восьмидесятых годах 18 века юбки расширяются в боках. Чтобы сделать фигуру более изящной, сзади на корсет привязывали валик из ваты — «турнюр» и ткань платья. На такое изделие уходило до 40 метров дорогой ткани.
Энергичная натура Петра I привнесла в моду веяние Запада. В петровскую эпоху характерно влияние голландского, немецкого костюмов. Были установлены следующие формы одежды для мужчин: короткий прилегающий кафтан и камзол, «кюлоты», длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо. Тем, кто не брил лицо, платили налог.
В середине 18 века мода была стиля рококо (от французского «раковина Roca»), требовала изящества, легкости и утонченности, а также светлых тонов в одежде. В это время обычно для кавалеров было одеваться в светло-розовые или ярко-красные кафтаны.
С женским костюмом дела обстояли еще сложнее. Главными деталями женской одежды, перенятой с Запада, в XVIII веке были корсаж с глубоким вырезом, пышные юбки, распашное платье. Обычно носили одновременно два платья: нижнее, глухое, и верхнее, распашное — гродетур. Корсаж и «шнурование» были главным средством изменить фигуру с помощью обшитого кружевом или позументом корсета, затягивавшегося сзади с помощью шнуровки и… колена, которым служанка упиралась в спину госпожи. Юбки сильно расширились, их надевали на каркас (панье), который делался или из тростника, или из китового уса. С 60-х годов под них надевали расширяющие линию бедер фижмы, закреплённые вокруг талии. Они отличались от панье тем, что основу их составляла проволока или конский волос. Женщина могла сжать юбку и пройти в дверь, что с жестким каркасом из китового уса сделать никак не могла.
Вместе с платьем с конца царствования Людовика XV входит в обиход парик как у мужчин, так и у женщин, который украшается буклями, искусственными накладками, постижами. Размеры париков были огромными, что дало возможность разгуляться необузданной фантазии придворных парикмахеров. На причёсках сооружались украшения из чучел фазанов, модели кораблей, цветочные корзинки и даже миниатюрные сцены модного театрального спектакля. Газеты и журналы того времени получали богатую пищу для карикатур и сатирических стихов. В конце XVII века резко изменилась форма мужских париков. Военные, которым мешали длинные кудри парика, начали их завязывать сзади лентой и укладывать в шелковый мешочек. Из бережного отношения к парику и чувства предосторожности треуголку чаще всего носили под мышкой. Треуголки также появились в конце царствования Людовика XIV, который не любил больших шляп и отдавал предпочтение маленьким треуголкам.
Вместе с платьем с конца царствования Людовика XV входит в обиход парик как у мужчин, так и у женщин, который украшается буклями, искусственными накладками, постижами. Размеры париков были огромными, что дало возможность разгуляться необузданной фантазии придворных парикмахеров. На причёсках сооружались украшения из чучел фазанов, модели кораблей, цветочные корзинки и даже миниатюрные сцены модного театрального спектакля. Газеты и журналы того времени получали богатую пищу для карикатур и сатирических стихов. В конце XVII века резко изменилась форма мужских париков. Военные, которым мешали длинные кудри парика, начали их завязывать сзади лентой и укладывать в шелковый мешочек. Из бережного отношения к парику и чувства предосторожности треуголку чаще всего носили под мышкой. Треуголки также появились в конце царствования Людовика XIV, который не любил больших шляп и отдавал предпочтение маленьким треуголкам.
Чтобы казаться нарядными, мужчины меняли галстуки три раза в день. Умение завязывать бант каждый раз по-разному вызывало достойную зависть и считалось высшей степенью совершенства. Щеголи всех стран Европы соревновались между собой в безделье и красоте галстуков. А в 1828 году в Лондоне был опубликован конфликт, который давал точное указание 32 способов завязывания галстука. Кроме того, накрахмаленный галстук мог быть надет только один раз. После чего он выбрасывался.
Как говорит мой любимый телеведущий: «Вот таким мы увидели этот вопрос, ставьте лайки и добро пожаловать на канал!»
Все подкасты канала тут: https://pmskate.mave.digital
Группа канала "В контакте":https://vk.com/@pmgolos
Телеграм-канал: https://t.me/pmgolos
Автор статьи и канала: Ермаков Олег© (мнение автора является его оценочным суждением).