Как всё начиналось: Разработать меры по улучшению транспортного обслуживания членов садоводческих товариществ и коллективов огородников, открыть новые транспортные маршруты в места расположения коллективных садов и огородов, предусмотреть строительство дополнительных остановочных пунктов. Исполнители: Управления железной дороги, Минавтотранс, облисполкомы, горисполкомы, предприятия и организации.
Как закончилось: хотели как лучше, получилось как всегда...
Эпоха Горбачёва, в отличии от брежневского застоя, характеризовалась шараханьем курса ЦК КПСС и правительства СССР от одной крайности в другую. Припоминается ускорение, госприёмка, антиалкогольная кампания; а также Перестройка и Гласность ― политические брэнды, ставшие популярными на весь мир. В тени остались «Борьба с "нетрудовыми доходами"» и обратные меры по развитию коллективного садоводства и огородничества. В 1986 началась всесоюзная кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами, именно эта горбачевская кампания, как и антиалкогольная, нанесли крупный вред экономике страны. А кампания по развитию коллективного садоводства заложила социальную мину на много лет вперёд.
Вскоре после окончания XXVII съезда КПСС в Советском Союзе началась интенсивная политическая кампания по борьбе с «нетрудовыми доходами». Майский указ 1986 года был шедевром административного ужесточения. В стране началось ликвидация теплиц, животноводческих построек, артезианских установок. На садовых участках сносились «лишние» этажи домов, разрушались печи, отбирались «излишки» продукции. В колхозах Краснодарского края были ликвидированы розарии, которые было приказано распахать и заменить обычным картофельным полем. Репрессивный майский указ был отменен через полгода – в ноябре 1986 г. В конце 1986 и в начале 1987 г. были в срочном порядке разработаны и приняты прямо противоположные мероприятия по развитию личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества.
Садовые участки (дачи), как впрочем и всё остальное, были в советские годы дефицитом. Кампания по развитию коллективного садоводства прошла с размахом: исполкомы областных, городских и районных Советов народных депутатов, Госагропром, Министерство лесного хозяйства с участием профсоюзных органов должны были в течение 1988-1990 годов полностью удовлетворить потребности граждан в садовых участках и огородах.
Рассматривая коллективное садоводство и огородничество как дополнительный источник увеличения производства сельскохозяйственной продукции, как средство приобщения к труду молодого поколения и создания условий для полезного использования свободного времени трудящимися и их семьями предусматривались следующие меры:
- Завершить до 1 апреля 1988 г. работу по подбору дополнительных земельных участков
- Выделить под коллективные сады и огороды земли, как правило, находящиеся вблизи железных и автомобильных дорог
- Ускорить проведение работ по водоснабжению, электроснабжению и обустройству коллективных садов и огородов
- Обеспечить проведение мелиоративных работ
- Принять на баланс райэнерго линии электропередачи от садоводческих товариществ и трансформаторные подстанции
- Построить подъездные пути к коллективным садам
- Обеспечить доставку строительных материалов по заявкам садоводов
- Организовать продажу посадочного материала плодовых, ягодных культур и семян овощей
- Обеспечить органическими удобрениями
- Обеспечить агрохимическое обследование почв в коллективных садах
- Улучшить торговое обслуживание садоводов и огородников
- Обеспечить полное удовлетворение спроса на садово-огородный инвентарь
- Принять меры по улучшению медицинского обслуживания
- Завершить телефонизацию всех садоводческих товариществ
- Организовать доставку газа в 50-литровых баллонах непосредственно в садоводческие товарищества
- Предоставлять кредиты на постройку домика
- Расширить объемы платных услуг садоводам
- Пропагандировать опыт по развитию коллективного садоводства
- Наладить кинообслуживание членов садоводческих товариществ и пр.
Гладко было на бумаге, но забыли про овраги! Номенклатура на местах, понужденная постановлениями предоставить земельные участки «членам садоводческих товариществ и коллективов огородников», выделяла участки земли вдали от города и на неудобицах. В Омском районе под товарищества были отданы зоны промышленных стоков и свалок, золоотвалы и другие промзоны. в соседних с Омским районах под участки были отданы колхозные поля, загубленные многолетней распашкой, продавленные многотонными тракторами. Садовые участки тянулись далеко за городом на расстоянии 35 км и далее вдоль шоссе и лучей железной дороги.
Пример из жизни. Нашей организации также предложили землю под садовое товарищество на расстоянии 75 км от города в сторону Называевки. Когда объявление дополнили рукописные нецензурные комментарии в адрес партии и правительства, его тут же сняли с доски объявлений. У народа сложилось мнение, что участки раздали с тем, чтобы садоводам-дачникам некогда было митинговать и задумываться в период прихватизации.
Некоторое время велись работы по строительству дорог, водоснабжению, электрификации, обеспечению сжиженным газом и пр. На 43 км Русско-Полянского тракта, и других местах, построили отстойно-разворотную площадку для маршрутных автобусов. Но чем дальше от областного центра садовый участок, тем меньше на него пришлось работ по обустройству. Со здоровым подъёмом россияне, получив землю, закладывали сады, высаживали ягодники, стоили домики и подсобные сооружения.
Однако не сибирский климат, а наша реальность оказалась слишком суровой для садоводов. Выросли тарифы на всё, а главное на воду, подорожал бензин, проезд на общественном транспорте. Дольше других продержались товарищества, у которых был водопровод. Выкопанные колодцы не спасли большинство садоводов, т.к. вода оказалось солоноватой и непригодной для полива. Транспортные неурядицы, многочасовые путешествие в переполненном автобусе стали второй ключевой проблемой. Садоводы и хотели, но уже не могли обиходить свои участки. Год за годом участки на периферии стали бросать. Может власть ждала, когда садоводы сами побросают участки; или, как всегда, «Ничего не вижу, ничего не слышу…» и ничего не буду делать?
Запустение пришло на удалённые садовые участки. Металл выдирают охотники за вторчерметом, а дерево остаётся гнить. Всё что осталось в масштабах страны от тысяч садовых массивов — развалюшки и утраченные надежды миллионов садоводов.