Найти тему
ShuterWetter

Древний климат. Дорога к пещерам

Оглавление

В скальной пещере ученые возвращаются на тысячи лет назад. Изучив состав камней, можно получить информацию о прошлых изменениях климата и окружающей среды. Но исследования требуют как смелости, так и осторожности.

Пещерная система Коркскрувен
Пещерная система Коркскрувен

Цель путешествия

Цель поездки - привезти два подходящих сталагмита, которые помогут решить загадку исторического климата Европы.

С конца 1960-х годов сталагмиты стали, как архив климата планеты в отдельно взятом регионе и область их исследований значительно увеличилась за последние 15 лет. Сундквист - единственный исследователь, специализирующийся на капельных камнях в шведских пещерах.

Всего в четырех километрах отсюда, в горах на узком участке докембрийского известняка, превращенного в мрамор, находится самая длинная в Швеции пещера. Это Коралловая пещера, которая была открыта еще в 1985 году.

Коралловая пещера
Коралловая пещера

Сегодня исследователям пещер удалось составить карту 6300 метров пешеходных дорожек. Но есть и еще активные, заполненные водой и неисследованные части. Лундберг, опытный спелеолог. Среди прочего он обнаружил самую длинную пещеру Скандинавии, Тьоарвекрейгге в Норвегии.

В глубине Коралловой пещеры берут образцы с лета 2000 года. Наши образцы находятся в так называемом “украшенном коридоре”, в той части пещерной системы, которая была названа еще Коркскрувен. Это место состоит из множества коридоров как по высоте, так и по бокам. До этого Ханна была в пещере почти 30 раз. У нее было три сталагмита из пещеры раньше, и теперь она получила разрешение от административного совета графства взять еще два.

Коралловая пещера
Коралловая пещера

Падение камней может предоставить подробную информацию о прошлых изменениях климата и окружающей среды. Но каждый сталагмит уникален своей реакцией на внешние процессы. Поэтому нужно взять для исследований более одной штуки из каждой пещеры. Это дилемма, так как местные жители хотят сохранить пещеры нетронутыми.

Дорога

Мы взлетаем в Тимре, едем вверх по течению реки Факс, пересекаем Утанеде и Губбхёген. В задней двери находятся шлемы, аварийные одеяла, молотки, зубила и полевая кухня. Темно-желтая осенняя луна поднимается над белыми пляжами березовых лесов, пурпурными мерцающими серыми угрями, сосновыми лесами и известковыми кустарниками, уже покрытыми потоком снега. Мы приближаемся к полям Дандерклюмпена, в самой северной части Ямтланда: здесь находятся Йормлиен и Стора Бласйон. Едем дальше, и перед нами Анкарваттнет, где исследователи пещер, такие как мы, останавливаются у радушных хозяев. Здесь недорогое жилье и еда. Этим вечером это Ханна Сандквист, специалист по палеоклимату в Стокгольмском университете, и ее полевой помощник Йоханнес Лундберг, который после 80 миль за рулем, выходит из машины и наступает на потрескивающий октябрьский снег.

Совместный проект

Новый шведско-французский исследовательский проект уникален потому, что будут использоваться архивы естественного климата из нескольких природных зон Европы. Здесь, в Ямтланде, будут исследованы сталагмиты, отложения из близлежащих озер и годичные кольца деревьев, которые затем будут сопоставлены со сталагмитами, озерными отложениями и кольцами деревьев из Германии, Франции и Словении. Цель в том, чтобы дать более подробную картину того, как климат в Европе менялся за последние 2000 лет.

До сих пор нет задокументированных метеорологических данных, то мы должны согласиться с приблизительными значениями, которые могут предоставить исторические архивы естественного климата. Это называется «косвенные данные». Они также нужны для оценки моделей, используемых для прогнозирования будущего климата.

Модели можно запускать как назад, так и вперед во времени. Сравнивая предыдущие данные с историческими косвенными данными, модели можно скорректировать, чтобы уменьшить неопределенности в будущих климатических сценариях.

Важно учитывать, что данные почти всегда средние. Они могут показывать среднюю температуру за сто лет. Исторический период нагревания около 9-го века, вероятно, был немного теплее, чем современный, но нагрев до него шел не так интенсивно, как нагрев, который идет сейчас. Под сегодняшним днем ​​подразумевается среднее значение за 20 век. Мы пока не можем сравнить данные с днем сегодняшним, потому что сейчас нет такого же среднего значения в периоде на 50 лет назад.

В это замечательное солнечное утро, перекусив бутербродов с кофе, мы надеваем рюкзаки с оборудованием для отбора проб, защитной одеждой и идем к пещере. Мы идем вдоль реки Лейпик, по крутым горным ручьям, через болото, через еловый и березовый лес.

(продолжение следует)