Планируя поездку в Мадрид на апрель, мы рассчитывали насладиться прогулками под ослепительным весенним солнцем по испанской столице, утопающей в зелени цветущих акаций, сирени и магнолий. Такой изумительной погодой нас Мадрид побаловал один день, потом зарядил проливной дождь, спасения от которого нам пришлось искать под крышами дворцов, монастырей и музеев. В один из беспросветных дней мы решили уехать из столицы в Эскориал, в расчёте на его огромные экспозиции, на осмотр которых нужен целый день. Утопая в лужах под зонтиками, мы добрались в Мадриде до вокзала у метро Moncloa, купили билеты в автомате, сели в междугородний автобус и с комфортом доехали до Эскориала. Была ещё слабая надежда, что в окрестностях столицы немного распогодится, но увы - от пригородного автовокзала до самого дворца-монастыря нам тоже пришлось хлюпать по лужам под проливным дождём.
Билеты в Эскориале покупали в кассе уже под спасительной крышей, и весь день до вечера мы провели в огромном комплексе дворца-монастыря, переходя под галереями из музея в музей. Наш расчёт оказался верен - мы с пользой провели время, спрятавшись надолго от непогоды. Жаль только, что слишком мало удалось сделать фотографий. В помещениях снимать не разрешают, а фотографировать стены монастыря, утопая в лужах и стоя под зонтиком было мягко говоря не комфортно. Но кое что всё таки удалось снять - и в интерьерах, "скрытой камерой", и на улице из-под укрытий. Фотографии более удачливых путешественников, которым повезло с погодой можно найти на просторах интернета. Там же есть и профессиональные снимки интерьеров дворца-монастыря, а я постараюсь кратко описать свои фотографии, добавив немного исторической информации.
Дворец-монастырь Сан-Лоренсо -де-Эль-Эскориал получил своё название в память об историческом сражении при Сент-Кантене 10 августа 1557 года, в котором испанские солдаты Филиппа II разбили французскую армию, и невзначай разрушили монастырь святого Лаврентия. Король Испании Филипп II был фанатичным католиком, а святой Лаврентий - христианским мучеником, рождённым в Испании. Во искуплении своей вины за разрушенный его армией монастырь, Филипп II решил построить храм во имя святого Лаврентия, которому не было бы равных. Канонизировали святого за его мученическую кончину - он был живьём зажарен на решётке. Эскориал был задуман так, чтобы в плане он представлял ту самую решётку - орудие жестокой смерти святого Лаврентия.
Для возведения благочестивого комплекса король выбрал равнину у подножия горной цепи Сьерра-де-Гвадаррама в 50 километрах к северо-западу от Мадрида. Строительство грандиозного сооружения было начато в 1563 году, а закончено - в 1584 году. Весь монументальный комплекс построен из светлого песчаника и состоит из дворца, монастыря, базилики, пантеона, семинарии и библиотеки. Первым архитектором Эскориала был Хуан Баутиста де Толедо, после смерти которого в 1567 году строительством продолжил руководить Хуан де Эррера. Огромный комплекс строился на века, он должен был олицетворять величие могущественной католической Испании.
Имперский замысел Филиппа II удался, и Эскориал стал символом страны и памятником единства духовной и светской власти эпохи Габсбургов. Грандиозный комплекс занимает огромное пространство и включает в себя 16 внутренних дворов, 86 лестниц, 1860 покоев, 1940 дверей и 2673 окна. Протяжённость здания - 205 метров с севера на юг и 160 метров - с запада на восток. Размеры комплекса были увеличены в ходе строительства из-за решения Филиппа II поселить в Эскориале 100 монахов вместо 50. Монастырь в XIX веке перешёл от ордена святого Иеронима к ордену святого Августина, у которого и сейчас в Эскориале находится школа.
Окружающие дворец-монастырь здания были построены между XVI и XVIII веками. Ремесленные дома, возведённые Эррерой в XVI веке, чтобы разместить в них слуг короля, соединены с дворцом с помощью подземного хода, "дабы придворные не теряли своих треуголок и париков, срываемых сильным ветром".
До времени правления Карла III главный фасад не загораживали ещё другие здания, и он был обращён к горам, способствуя единению монастыря и природы. Предполагалось, что монахи должны были непрерывно молиться за спасение членов королевской семьи в уединении и отрешённости.
Перед базиликой находится двор королей, над которым возвышаются две колокольни по сторонам от главного фасада храма. Правая башня - часовая, левая - "Кампанильяс", названная так из-за органа, состоящего из соборных колоколов фламандского производства. Главную монастырскую церковь венчает купол, высотой 92 метра.
Над главным порталом базилики установлены статуи шести королей работы Хуана Баутисты Монегро. Грандиозность храма соответствовала безграничной вере фанатичного короля Филиппа II, который чувствовал себя главным защитником католицизма в противовес монархам других стран, которые приняли протестантскую реформу.
Своды базилики расписаны фресками Луки Джордано, который больше известен в Испании под именем Лукаса Хордана по прозвищу "Фа-Престо" за его способность быстро работать. "Быстрый" живописец расписал базилику и свод над лестницей монастыря за 22 месяца - с сентября 1692 года по июль 1694 года, когда ему исполнилось уже 57 лет.
Главную капеллу базилики украшает огромное ретабло с евангельскими сюжетами в обрамлении колонн, выполненных из мрамора и яшмы по проекту Хуана де Эрреры. В левой часовне, которую нам не удалось снять, находится капелла с прекрасными скульптурами из позолоченной бронзы, изображающими молящихся Карла I (V) и Филиппа II с их семействами. Не удалось снять и грандиозный пантеон, состоящий из роскошной королевской усыпальницы и девяти залов, в которых покоятся инфанты в самых разнообразных, и порой, причудливых саркофагах. Королевский пантеон выполнен в стиле барокко в виде восьмиугольной комнаты, все стены которой заставлены пафосными гробами в обрамлении позолоты, яшмы и чёрного мрамора. В пантеоне покоятся почти все испанские монархи, от Карла I (V) до Альфонсо XIII, кроме Филиппа V и Фердинанда VI. Здесь также похоронены и королевы, давшие жизнь королевским наследникам мужского пола. Выглядит королевская усыпальница необычайно роскошно - дорого, богато. Многокомнатный пантеон принцев и принцесс не так ошеломляет, но тоже производит неизгладимое впечатление. Особенно - многоярусный мраморный мавзолей для инфантов, напоминающий огромный "торт".
Среди многочисленных помещений Эскориала, библиотека выделяется особо. Её собрание сочинений содержит больше 40 000 текстов, среди которых находится богатейшая коллекция латинских, греческих, еврейских и арабских манускриптов. Книги на монументальных стеллажах расставлены корешками внутрь - так бумага "дышит", и листы не спрессовываются. Позолоченные края книг добавляют роскоши и света богато украшенному помещению. Главный зал библиотеки расписал Пеллегрино Тибальди между 1586 и 1592 годами в том же стиле, в котором расписана Сикстинская капелла Микеланджело. Только фрески на своде в библиотеке изображают не библейские сюжеты, а аллегорические фигуры Теологии, Грамматики, Риторики, Арифметики, Геометрии, Философии, Диалектики, Музыки и Астрологии. Среди нескольких глобусов Библиотеки, самый заметный экспонат - армиллярная сфера, изображающая модель солнечной системы, предложенная греческим учёным Птолемеем, с Землёй в центре Вселенной. Мебель библиотеки выполнена из мрамора, порфира и ценной древесины, вывезенной из Индии. Ценнейший экспонат библиотеки - камень-магнит, найденный в ходе раскопок при закладке фундамента монастыря.
Сейчас в экспозиции Эскориала можно увидеть картины знаменитых художников, в том числе Тициана, Рубенса и Веронезе, несмотря на то, что большинство шедевров из дворца-монастыря уже давно перевезены в Мадрид, в музей Прадо. Не все произведения искусства находятся в музее живописи Эскориала, некоторые полотна украшают многочисленные переходы галерей огромного комплекса.
Галереи главного клуатра, расположенные вокруг двора Евангелистов, украшают 54 фрески, изображающие библейскую историю от рождения Девы Марии до Страшного суда. Этот цикл картин принадлежит работе Пеллегрино Тибальди и его мастерской.
В одном из проходных залов висит картина с изображением пейзажа с освещённым солнечным светом, сияющим Эскориалом. До сих пор жалею, что не хватило смелости снять больше интерьеров дворца и монастыря. В качестве компенсации, купили в сувенирном музейном киоске книжку с профессиональными иллюстрациями (даже на русском языке, но с ужасным переводом и редактурой). Так что запрет на съёмку явно приносит доход дворцу-монастырю.
По соседству с Эскориалом расположен городок Сан-Лоренсо, в котором много кафе и ресторанов. А ещё, как мы узнали позже, там находится Королевский театр и Дворец инфанта, в котором жил предыдущий испанский король Хуан Карлос во время учёбы, отрёкшийся от престола в 2014 году в пользу своего сына - ныне правящего короля - Филиппа VI. Возможно, эта информация пригодится путешественникам, собирающимся осматривать Мадрид и его окрестности. В предыдущих моих статьях можно прочитать про Алькасар, акведук, кафедральный собор и другие достопримечательности города-музея Сеговия, в который тоже легко добраться из Мадрида.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации про Испанию, и не только.