Человеческий ребенок уникален: он рождается на три месяца раньше, чем показывает уровень развития нервной системы. Вот почему сразу после рождения ему нужна близость и постоянная забота. А также правильная стимуляция.
У нас большой мозг
У нас самый большой мозг из всех млекопитающих. Если бы ему было позволено «взрослеть» в утробе матери, он не поместился бы в родовой канал женщины.
В результате двуногой осанки изменилась и форма таза, т.е. самого родового канала. Мы стали жертвами нашего собственного скачка в человечество. Мы рождаемся физиологически недоношенными детьми - в дополнение к определенному набору потребностей и ожиданий. Созданные, чтобы носить их, обнимать и нежно ухаживать за ними, новорожденные будут оставаться зависимыми от своих родителей в течение примерно десяти месяцев. В течение этого времени они будут подвергаться различным раздражителям.
В первые месяцы жизни дети также достигают важных рубежей в своем развитии, в том числе:
- они поднимают голову (около 2 месяцев),
- они улыбаются (около 3 месяцев),
- тянуться к игрушке (около 4 месяцев),
- они следуют за падающим мячом глазами (около 6 месяцев),
- они поднимаются на руки и начинают ползти (около 10 месяцев),
- начинают издавать первые звуки, называемые речью (около 18 месяцев).
Все, чему наш вид научился за миллионы лет, достигается ребенком за один год.
Большой шаг для человека.
Чтобы понять важность контрольных показателей, хорошо представить себя перед лицом необходимости изучить сложную спортивную дисциплину, включающую все группы мышц и речь. Допустим, триатлон расширился за счет игры в шахматы на мандарине. Давайте теперь представим, что у нас есть год, чтобы освоить этот вид спорта. После этого времени мы можем не дойти до чемпионата, но, по крайней мере, мы начнем соревнование. Амбициозно?
Так выглядит первый год жизни ребенка. В то же время обучение происходит на психомоторной плоскости и вовлекает мозг в каждую, даже самую маленькую задачу.
Помимо окружающей среды, генетическая предрасположенность также влияет на темпы, с которыми ребенок достигает своих первых навыков. Сегодня, особенно в свете нейробиологических открытий, ученые сходятся во мнении, что гены и окружающая среда в равной степени влияют на наш разум.
В первый год жизни мозг увеличивается в три раза, а к первому дню рождения он составляет примерно ¾ размера мозга взрослого человека. Процесс функционального созревания заканчивается около 17 лет, но наиболее интенсивное развитие происходит в первые 2-3 года жизни. В течение этого времени мозг претерпевает огромные изменения, хотя количество нейронов останется постоянным на всю оставшуюся жизнь. Однако количество и тип связей между нейронами, называемыми синапсами, изменятся. Поэтому развитие напоминает скульптуру, а не рост мозга.
Во-первых, ребенок погружен в огромный хаос и огромное количество информации, которую его мозг не может обработать. В этом может помочь близость родителя. Если мозг новорожденного считает, что объем полученной информации достаточен, малыш, обнимающийся с родителем, будет блаженно засыпать. Чтобы развиваться, мозгу нужны периоды передышки, отключающие поток новых стимулов.
В результате дальнейшего стимулирования некоторые связи станут постоянными в индивидуальном развитии (т.е. те, которые возникают у одного человека от зачатия до смерти), в то время как другие исчезнут. Здесь можно применить старую народную истину, согласно которой исчезают неиспользуемые органы. Синапсы, лишенные стимуляции, просто исчезают из головного мозга ребенка.
Достижение индивидуальных навыков происходит в одно и то же время и в одинаковом порядке у совершенно разных людей, что является аргументом в пользу генетического программирования. Но в то же время небольшие отклонения в этой последовательности свидетельствуют об огромном влиянии окружающей среды на индивидуальное развитие. Поэтому многое будет зависеть от правильной стимуляции.
Старый мозг и новый мозг.
Развитие нашей нервной системы происходит с конца, т.е. с хвоста. Мы рождаемся с богатым набором особенностей, унаследованных от наших самых далеких предков (так называемый мозг рептилий или заднего мозга, спинной мозг и ствол мозга - наиболее развитые). Это элементы структуры мозга, которые отвечают за выживание и за установление связей с защитником и опекуном, они контролируют основные функции организма.
Ассоциативная кора развивается наиболее долго, то есть та часть коры головного мозга, которая отвечает за сложные мыслительные операции (оценка ситуации, планирование, возвышенная речь). Его структурирование продлится до двадцати лет!
Хотя способность ребенка к саморегулированию должна развиваться с самого начала, только после двадцати лет можно ожидать рациональных, адекватных ситуации реакций.