Найти тему
Просто Мама

5 причин плохого поведения ребенка и возможные пути решения ситуации

Оглавление

Первое и самое важное что хотелось бы написать - ЛЮБОЕ поведение ребенка имеет причину. И наша реакция в процессе воспитания должна быть направленна именно на причину поведения, а не на само поведение. Иначе будет замкнутый круг. Реагируя непосредственно на поведение и не затрагивая причину, мы не сможем помочь ребенку, скорее навредим.

Конечно в некоторых случаях поведение игнорировать нельзя, иначе ребенок навредит себе или другим, в таком случае разобравшись с поведением, обязательно нужно докопаться до причины, и ответить на ту потребность ребенка, которая за этой причиной скрывается.

Вот десять возможных причин плохого поведения, а также возможные пути их решения:

№ 1 Борьба за внимание

Вы разговариваете по телефону, общаетесь с друзьями в гостях, заняты чем-то своим, вдруг начинается истерика или демонстративное разбрасывание игрушек, драка с братом или сестрой. Сталкивались с такими ситуациями?

Такое поведение может происходить по причине того, что ребенок чувствует себя брошеным. Ему необходимо ваше внимание и он делает все возможное чтобы его привлечь. Негавтивное внимание с вашей стороны тоже является вниманием.

Проанализируйте свое поведение, часто такие ситуации происходят в том случае, если родитель не замечает ребенка, когда он ведет себя хорошо. Просто принимает это как должное. Ребенок усваивает, что родитель на меня обращает внимание, только когда я делаю что-то нехорошее, и начинает это нехорошее делать часто. Родитель конечно же реагирует на поведение, таким образом поощряя его.

Совет: Пострайтесь понаблюдать за собой, и если вы правда активнее уделяете внимание ребенку когда он ведет себя плохо - измените эту парадигму. Начните хвалить его, и уделять ему время и внимание, когда он ведет себя хорошо, а на отрицательное поведение по позможности реагируйте как можно меньше. Вот увидете, поведение ребенка начнет меняться в другую сторону.

Постарайтесь предупреждать ребенка о том, что планируете. Если вам нужно поговорить по телефону и вы знаете что разговор будет затяжной, предупредите ребенка. Поговорите с ним, уделите ему внимание перед разговором, дайте ему игрушки, включите хороший мультик и т.д. Это же касается гостей, походов в магазин и любых других ситуаций, когда вы не сможете уделять внимание ребенку. Говорите с ним о предстоящих событиях.

-2

№ 2 Копируют поведение

Какое бы поведение мы не старались привить ребенку, они будут делать то, что делаем мы. Они копируют нашу мимику, интонацию наши привычки. Ведь незря же "яблоко от яблони недалеко падает". Если ваш ребенок много времени проводит в другом окружении, он будет копировать его. YouTube каналы, игры тоже могут быть такой средой, которая формирует поведение.

Бывает так, что короткий но очень яркий инцидент, повлиявший на ребенка и заповнившийся ему, в последствии отобразиться в поведении ребенка.

Было время, когда моя дочка всех на кого она злилась называла "суками", при чем на тот момент она абсолютно не понимала значения слова. Моя первая реакция была шокирующей. Откуда она это взяла? Дома у нас так никто не разговаривает, для нас это не норма вещей. Я заметила, что она очень эмоционально говорит это слово, и делает это только тогда, когда действительно затронуты ее интересы, или делают что-то не по ее. Ей тогда было 5 лет. Мы конечно проводили беседы, обьяснили ей что слово это нехорошее и т.д. Через некоторое время, я спросила ее, где она услышала это слово, и почему она так называет тех кто ее обидел. Дочь рассказала, что наблюдала во дворе как ссорились две женщины, одна сильно кричала на другую, а та молчала, но потом закричала одно слово, и ушла. Догадываетесь каким было слово? Для дочери это слово стало символом своей защиты. Со временем это прошло, мы расказывали ей как еще можно защитить себя, и естественно сами не употребляли подобной лексики.

Совет: внимательно изучите поведение ребенка, которое вам не нравится. Проанализируйте свое поведение, возможно именно с вас он его копирует. Ведь глупо учить ребенка чему-то чему не следуем сами. Если мы говорим ребенку не кричать на нас и других людей, но сами все ситуации решаем с помощью крика, то с чего он будет поступать по другому? Проанализируйте ту среду, в которой он вращается, что он смотрит, в какие игры играет. Если в его классе много мальчишек матерятся, это вполне может стать нормой для ребенка, если друзья для него больший авторитет чем семья.

Будьте тем, кем вы хотите чтобы ваш ребенок был. Хотите чтобы он читал книги, читайте их сами, читайте вместе, читайте перед сном. Хотите чтобы говорил уважительно, уважайте его в разговоре. Слушайте его, спрашивайте совета, советуйте сами, проявляйте уважение к его личности. Больше всего мы учимся через наблюдение, а наши дети за нами наблюдают постоянно. Будьте достойными подражания. Формируйте их среду.

-3

№3 Не знает как выражать свои эмоции

Иногда дети понятия не имеют что делать со своими чувствами. Им сложно сказать о своих переживаниях словами, и они говорят "поведением". Порой и мы взрослые ведем себя так же. Нам кто-то испортил настроение на роботе, а мы вечером бурчим на всех дома.

Ребенок может быть перевозбужден от большого количества стимулов вокруг. Например маленький ребенок в супермаркете может начать хныкать и вредничать, не потому что он просто "вредный", а потому что вокруг много чужих людей, незнакомые ему звуки, много разных ярких предметов, все его органы чувст напряжены, но он не может сказать этого словами - говорит поведением.

Ребенок расстроен, очень взволнован, разозлися на себя или кого-то, переживает о чем-то...чувств много, и в них сложно разобраться. Если мы не учим детей с раннего детсва говорить о том, что они переживают, они будут говорить своим поведением.

Совет: учите ребенка с раннего детсва пользоваться словами. Обьясняйте им разные чувства, с помощью смайликов, игр, историй. Задавайте им много вопросов, рассказывайте как чувствуете себя вы. Это важно. Не скрывайте от ребенка своих эмоций, показывайте им как сами справляетесь с ними. Если вам самим сложно справляться со своими эмоциями, учитесь этому вместе со своим ребенком.

В раннем детстве наш сын, вдруг из младшего ребенка в семье из двух детей, стал младшим ребенком из 7ми а иногда и большего количества детей. Мы были приемной семьей. Иногда он злился, сильно! Тогда он бежал ко мне, обнимал, и говорил: "мама, я так сильно злюсь на девочек, что мне хочеться их побить!" Я благодарила его за то, что он не дрался, а высказывался словами. Мы могли выпустить пар побив подушку, но иногда ему было просто достаточно слов. Не пренебрегайте словами, не ругайте ребенка если он говорит о сильных чувствах, пусть лучше говорит, чем делает!

-4

№4 Борьба за контроль

Когда в нашей жизни появляются дети, мы конечно же желаем для них всего самого лучшего. Мы заботимся о них, опекаем их и это правильно. Но порой мы так привыкаем к заботе о них, пока они мальнькие, что не замечаем как ребенок подрос и у него появилось свое мнение. Нам кажется, что мы знаем как лучше. Какую еду он должен кушать, какие носки одевать и т.д....

В борьбе за контроль над своей жизнью ребенок начинает бунтавать. Появляются знакомые "нехочу", "небуду"...а иногда и иситерики с топаньем и хлопаньем дверьми. И чем старше становится ребенок, тем более явным становится бунт.

Совет: старайтесь как можно раньше начать предоставлять выбор ребенку. Так он будет чувствовать, что контролирует ситуацию. Предоставлять выбор в еде, в одежде которую одевать, в местах куда можно сходить и т.д. Конечно выбор не всегда можно будет предоставить, но если у ребенка выбор часто был, ему будет легче принять отказ в чем-то.

-5

№ 5 Плохое поведение "эффективно"

Ребенок ноет достаточно долго и мы сдаемся. Каждый из нас проходил это. Вопрос в том как часто мы это делаем. Чем чаще мы уступаем ребенку, нарушая те самые правила, которые сами установили, тем хуже мы влияем на поведение ребенка.

Он просто понимает, что если поистерить или поныть достаточно долго, вы сдадитесь, а он получит свое. То есть плохое поведение становится "эффективным". Для ребенка такое поведение становится стратегией добиваться желаемого.

Совет: Убедитесь в том, что плохое поведение ребенка не "служит" ему. Будьте последовательными, не сдавайте свои позицию в принципиальных вещах. Договаривайтесь в том, что для вас менее принципиально. Но игра дожна вестись на ваших условиях, а не на условиях ребенка. Будьте мудрыми и зрелыми взрослыми, именно в таких родителях дети и нуждаются!

Помните, что плохое поведение никогда не возникает просто так. У него всегда есть причина. Причины эти могут быть разные, я описала всего пять, но их намного больше. Нам, родителям, важно научится распознавать причину за поведением, и реагировать на причину. Строить свои стратегии воспитания на причинах и потребностях. Реакция непосредственно на поведение может решить проблему сразу же, но мы же хотим результата а не временного решения. Да, никто и не обещал, что будет просто. Учитесь быть Шерлоками! У вас все получиться!

Искренне ваша, Ольга.