В отличии от "Судьба человека" Шолохова мы имеем возможность произвести наблюдение не столько за судьбой неких персонажей, но и увидеть истинные качественные изменения человека. Узреть обрушение стереотипов, узнать как изменения в одном человека могут привести к изменениям во всей стране. Винтик и маленький механизм большой машины вышел из строя и тем самым помог огромному количеству людей стать счастливыми.
1984. ГДР. Штази.
Секретные службы ГДР, начиная с 1950 года, шпионят за всеми, кто подозревается в малейшей шумихе против режима, например, драматург Джордж Дрейманн. В их глазах он слишком безупречный, чтобы быть на самом деле как его супруга, ведущая актриса Криста-Мария Силанд. Министр культуры поручает секретному агенту следить за ними официально, потому что Дрейманн является другом режиссера, которому запрещено работать, потому что указанный министр влюблен в Криста-Марию Силанд и он подвергает ее шантажу.
Вайслер, ревностный чиновник, явно безукоризненный в соответствии с критериями режима, то есть безоговорочного и слепого уважения к режиму и именно Вислеру предстоит эта неясная задача(слежка), благодаря которой он получит доступ к Просвещению: разуму, искусству и свободе мысли...
Нет кредитов.
На переднем плане мы застряли в ледяном мире жизни Вислера (еще в прежнем). Затем мы находим его в своем кабинете таким суровым, бесстрастным, бесчеловечным, где он ведет допрос. Погружен и пленен, своей идейностью. Не просто способен вести напряженный допрос, но и с удовольствием обучает студентов этому искусству. С первых же кадров его вселенная навязывается нам. Режиссер удивительно точно отобразил эту вселенную, погруженность в Кафку, цвета и линии в изображении режима. Тупость. Жесткость. Висячий замок. Тюрьма. Это в те темные годы. Нет ощущения, что может произойти с этой вселенной что-то, что кардинально изменить ее.
Что же заключено в названии "Жизнь других"?
"Открытый"взгляд Вислера, который смотрит пьесу, написанную Дрейманом и в котором играет Крисат-Мария. для него открывается жизнь других. В его глазах возникает проблеск. Его жесты механичны: он действует, ходит, бежит как робот без души, он нем, его одежда безлика, его отношение, его походка делают его идеальным исполнителем режима. Мужчины не меняются, утверждает министр культуры. Фильм - это демонстрация, неумолимая, тонкая, красивая, что, мужчины могут измениться. Дрейман изменится. Вислер изменится. Он проснется. Он будет читать Брехта в тайне и будет тронут, слушая Бетховена, или слушая историю любви, которую он должен нарушить под ложными предлогами. В течение двух почти с половиной часов мы наблюдаем метаморфозы Вислера, рождение эмоций (искусство, любовь). Он становится гуманным. Это порождает сцены интенсивности: сцена в столовой или снова эта сцена в лифте с ребенком, играющим с его мячом, напоминающим молодую добычу. Он ощущает себя проклятым. Первого акта свободного человека у него пока нет. Зритель находится в той же ситуации с Вислером в своей темной комнате, как и Вислер с теми, за кем он шпионит, в своем темном подвале, кроме того, что он может вмешаться как истинный драматург и художник-постановщик жизней других. Мы тоже очарованы, конечно.
Должны ли мы продавать за искусство?
Можем ли мы сделать все ради любви к искусству? Каждый по-своему: Дрейманн, Криста-Мария, Вислер и даже режиссер ответят на этот увлекательный вопрос. Вайслер сам становится художником, воссоздавая реальность тех, за кем он шпионит. На наших глазах Вислер превратится из робота в человека. От тени к свету. От послушания к сопротивлению. От бесчеловечности к человечеству. И это последнее предложение «Это для меня»: он предполагает, что утверждает себя, наконец, существует, и жизни других людей пересекаются с ним через искусство всегда. Освободиться окончательно, как эта страна, чья стена рухнула. Его улыбка как музыка или соната для хорошего человека, наконец, мелодичное лицо. И аплодисменты в комнате. Спонтанное. и Великое искусство.
Богатый фильм со сложными персонажами (Ах, спасибо!), Триллер, документальный фильм, политический фильм ... которому любой достойный режиссер даже позавидует. Интересный сценарий, выдающиеся актеры. После "Пинг-понг" , Жизнь других - доказывает живость и изобретательность немецкого кино. Серьезный претендент на Оскар за лучший иностранный фильм вне времени.