Найти тему
Год в истории

"Дом Павлова" или "Дом Афанасьева"? Как появился главный миф Сталинградской битвы

Для Великого Новгорода Яков Федотович Павлов личность легендарная. Уроженец Валдайского уезда, сержант Павлов стал известен не только в СССР, но и по всему миру как командир группы, отбившей и оборонявшей от немцев дом 61 по Пензенской улице в разрушенном Сталинграде. Защитники дома 58 дней не давали противнику на этом участке прорваться к Волге, отбив все атаки немцев. Четырехэтажное здание было превращено в крепость и вошло в историю как «Дом Павлова». Сам Павлов уже в звании младшего лейтенанта за свой подвиг в Сталинградской битве получит звание Героя Советского Союза, всенародную славу и уважение. Однако в его тени остались не только другие бойцы, оборонявшие дом, но и руководитель обороны, лейтенант Афанасьев.

Яков Павлов после войны
Яков Павлов после войны

Линия фронта в Сталинграде после начала штурма города все ближе и ближе подходила к Волге. Позиции 13-й гвардейской стрелковой дивизии к концу сентября проходили в районе Площади 9 января, выгодное положение на которой занимали два четырехэтажных дома. 27 сентября эти дома поручил отбить командир 42-го стрелкового полка старший лейтенант Жуков, и для операции были сформированы две группы: первая под командованием лейтенанта Заболотного, вторая под командованием сержанта Павлова. Вечером того же дня задача была выполнена, однако группе Заболотного не повезло: спустя несколько дней занятый ею дом был разрушен при артобстреле, под завалами погибли все участники обороны.

Но дом, занятый Павловым и тремя бойцами, выстоял и теперь вклинивался в немецкую оборону. Несколько попыток отбить здание не увенчались успехом, однако сил и боеприпасов у защитников не могло хватить на длительную осаду. В качестве связного к своим был отправлен санинструктор Калинин, находившийся в доме с двумя ранеными бойцами еще до штурма здания. Уже 2 октября для помощи Павлову была сформирована новая группа под командованием недавно прибывшего в расположение 42-го полка лейтенанта Афанасьева. Для последующей обороны дома им было выделено три противотанковых ружья и пулемет Максима. После прибытия в дом Афанасьев как старший по званию принял на себя обязанности командующим гарнизоном, находившимся в здании.

Иван Афанасьев
Иван Афанасьев

Перед Афанасьевым и его бойцами встала непростая задача по организации отпора немецким войскам, что осложнялось не только нехваткой боеприпасов и продовольствия, а также сложностью их доставки через простреливаемую противником местность, но и наличием гражданского населения, жившего в подвале. Командир гарнизона прекрасно справлялся с возникшими трудностями: были оборудованы огневые точки, прорыты ходы сообщения для доставки необходимых припасов, позже была налажена постоянная связь со штабом полка, установлены мины на подступах к дому. Позже к гарнизону присоединились минометчики во главе с младшим лейтенантом Чернышенко, но численность защитников дома все равно не достигала и 30 человек, при этом им почти каждый день приходилось отбивать атаки превосходящих сил противника.

Кадр из фильма "Сталинград"
Кадр из фильма "Сталинград"

Однако немцы, занимавшие позиции напротив дома, были не единственными противниками. Афанасьев уже после окончания войны вспоминал, как его бойцами на площади был задержан невысокий человек лет сорока. При нем оказался поддельный паспорт, перочинный нож и записная книжка. Шпиона было решено переправить в штаб для допроса, но из-за халатности одного из солдат он сбежал. Позже его задержали при попытке переправится через Волгу.

Особую тревогу вызывало положение гражданских, в основном детей, женщин и стариков. Они всеми силами старались помочь солдатам, но один эпизод омрачил мирную внутреннюю жизнь дома. Как оказалось, две женщины укрывали у себя дезертира, и пока бойцы Афанасьева защищали не только себя и дом, но и находившихся в подвале жителей Сталинграда, он прятался в вырытой в подвале яме. Дезертир был задержан, а 4 ноября 1942 года все гражданские были переправлены за Волгу.

Солдат перерезает колючую проволоку
Солдат перерезает колючую проволоку

Оборона дома продолжалась вплоть до 24 ноября 1942 года, когда был получен приказ о переходе группы Афанасьева в наступление и захвате расположенного напротив «молочного дома». Задача была выполнена, но группа понесла большие потери, сам лейтенант был ранен и вскоре оказался в госпитале.

История обороны дома на Площади 9 января стала одним из ярчайших эпизодов Сталинградской битвы. Имея ограниченные ресурсы, группа Афанасьева сумела удержать за собой важный опорный пункт, который противник так не смог взять. Интернациональный состав защитников дома (в составе группы были русские, украинцы, казахи, татарин, еврей, таджик, узбек и грузин) не помешал им сплотиться и отбить многочисленные атаки врага в том числе благодаря грамотному командованию лейтенанта Афанасьева. И здесь возникает вопрос – почему же в нашей стране этот овеянный славой дом больше известен под именем «Дом Павлова», а сам сержант Павлов считается руководителем обороны?

"Дом Павлова"  после окончания битвы
"Дом Павлова" после окончания битвы

Ответ на первый вопрос дал сам Афанасьев в своей книге «Дом солдатской славы», вышедшей в 1970 году:

Все дома в окрестностях имели у нас условные названия: «молочный дом» (названный так по цвету наружной окраски),
Г-образный дом <…>. В то время, когда санинструктор Калинин докладывал командиру полка гвардии полковнику Елину о том, что в дом № 61 по улице Пензенской пробрался сержант Павлов с тремя бойцами и занял там оборону, присутствовал кто-то из корреспондентов, и на следующий день во фронтовой газете была напечатана статья под названием «Дом сержанта Павлова». Никто тогда из нас, да и командование, и не думали, что дом с этим названием так и останется в истории.

И герой Сталинградской битвы Афанасьев не пытается здесь оспорить имя дома или принизить роль Павлова в обороне. Напротив, в своей книге он упомянул о каждом из своих подчиненных, а уже после окончания войны участвовал во встречах со своими боевыми товарищами, в том числе с Павловым.

Схема центрального района Сталинграда. В центре обозначен "Дом Павлова"
Схема центрального района Сталинграда. В центре обозначен "Дом Павлова"

Но далеко не все из тех, кто пытался рассказать людям о героической обороне дома, были также объективны, как Афанасьев. Например, командующий 13-й гвардейской дивизией генерал-полковник Родимцев в своих воспоминаниях «Гвардейцы стояли насмерть», опубликованных за год до выхода книги Афанасьева, посвятил одну из глав «Дому Павлова». Пропитанная официозом и славословием партии книга дает сильно искаженную картину обороны здания на Площади 9 января. Так, Родимцев утверждает, что Павлова комендантом дома назначил сам Афанасьев (хотя старший лейтенант Жуков перед отправкой группы своим приказом назначил командующим именно Афанасьева как старшего по званию), при этом лейтенанту в повествовании было выделено в пять раз меньше места, чем Павлову. Вот, например, характерный эпизод из книги:

Посреди комнаты стоял письменный стол, окруженный стульями для совещаний и отдыха. На председательском месте Довженко водрузил исполинских размеров резное кресло с сиденьем и спинкой, обитой кожей.
— Только для коменданта гарнизона сержанта Павлова, — серьезно заявил он.

Но начало созданию легенды о «Доме Павлова» и его защитниках было положено гораздо раньше, а именно после выхода в газетах описания подвига сержанта и его группы. Об этом говорит и наградной лист сержанта Павлова с описанием его боевых заслуг:

Взяв с собой трех бойцов, Павлов пошел на выполнение сложнейшей боевой задачи. <…> Дом от немцев постепенно весь был очищен и занят четверкой храбрецов. Установив трофейные пулеметы, оставленные немцами, Павлов занял круговую оборону. Обороняя дом с трех сторон, четверка храбрецов удерживала его в продолжение 30 суток, отразив при этом более 40 контратак и уничтожив до батальона пехоты немцев. Лично сам Павлов истребил более 90 немцев. Дом был удержан до полной ликвидации окруженной группировки немцев.

Написавший наградной лист полковник Половец ходатайствовал о присвоении Павлову звания Героя Советского Союза, и награда была вручена 17 июня 1945 года. И хоть Павлов был достоин награды, но подвиг его оказался значительно приукрашен, в то время как Афанасьев за успешную оборону получил лишь орден Красной Звезды.

Иван Афанасьев после войны
Иван Афанасьев после войны

Вскоре легенда о «Доме Павлова» перекочует и в кино. В 1949 году на экраны СССР вышел двухсерийный фильм «Сталинградская битва», который, как и любой фильм того периода, не обошла сильная идеологическая обработка. Центральное место в повествовании выделено лично Сталину, но нашлось место и другим участникам сражения. Небольшой эпизод был посвящен обороне «Дома Павлова», но вновь никакого упоминания об Афанасьеве.

Кадр из фильма "Сталинградская битва"
Кадр из фильма "Сталинградская битва"

Официальная историография долгое время использовала в качестве догмы версию, в которой обороной «Дома Павлова» руководил именно Павлов. Даже публикация книги Афанасьева не сильно изменила сложившегося положения. В итоге герои Сталинградской битвы отличались даже в обыденной жизни: Павлов вступил в КПСС, занимал партийные посты в Новгородской области и стал почетным жителем Волгограда, Афанасьев же из-за ранений почти полностью ослеп, проживал в безвестности и был лишен хотя бы доли той славы, что окружала его бывшего подчиненного.

Лишь в 60-е годы благодаря стараниям некоторых историков и музейных работников имя Афанасьева стало вновь упоминаться в контексте Сталинградской битвы. Именно ему выпала честь сопровождать факел, от которого был зажжен Вечный огонь на Мамаевом кургане. К сожалению, даже это не повлияло на присвоение Афанасьеву звания Героя Советского Союза за подвиг четвертьвековой давности.

Открытие мемориала на Мамаевом кургане 15 октября 1967 года
Открытие мемориала на Мамаевом кургане 15 октября 1967 года

Иван Филиппович Афанасьев скончался 17 августа 1975 года в Волгограде, Яков Федотович Павлов пережил его на шесть лет. Во времена своей боевой молодости они вряд ли задумывались о наградах и славе и в первую очередь старались выполнить поставленные перед ними задачи, чтобы приблизить победу всеми силами. Но история оказалась мачехой для одного и матерью для другого. И пусть они, как и миллионы других защитников нашей страны, давно покинули нас, мы не должны забывать никого. Каждый из них герой, пусть без памятника, пусть без медали, но тот, кто не щадя себя защитил свою родину, не прося ничего взамен.

Источники:
Иван Афанасьев. Дом солдатской славы;
Александр Родимцев. Гвардейцы стояли насмерть;
х/ф "Сталинградская битва", 1949

Если вам понравилась статья, то рекомендую также прочитать:
О самом успешном министре Российской империи;
О Георгие Гапоне: священнике, революционере и провокаторе;
О храбрых защитниках Аджимушкайских каменоломен

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и поддержите автора вашим лайком!