Найти тему
НУАР-NOIR

Экстатический орнамент мрака

Почему самую вызывающую ленту последних лент надо полагать нуар-балетом?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Экстаз" (2018)
Кадр из фильма "Экстаз" (2018)

Мы специально выжидали известное количество времени, чтобы поговорить о фильме-шоке, пожалуй, самой провокационной ленте последних лет – кинокартине «Экстаз». Сейчас уже все рецензии написаны, все споры окончены, все морализаторские замечания сделаны, а потому можно рассуждать холодно и отвлеченно, так сказать, по самой сути.

У фильма есть два пласта, два уровня. «Вульгарный» и «эзотерический». Начнем с первого. Тут всё предельно просто и он может быть выражен фразой одного моего знакомого: «Не пей темного вина с дестракторами». Проще говоря, надо держаться в стороне от тех, кто имеет привычку хвататься «за нож на столе», ибо это чревато крайне неприятными последствиями.

Кадр из фильма "Экстаз" (2018)
Кадр из фильма "Экстаз" (2018)

В данном случае весь фильм держится на трагической случайности. В праздничный пунш, который употребляют на танцевальной вечернике, попадает приличная доза "химии". Если вы думаете, что из вашего подсознания в этой ситуации «вылезут» розовые пони и милые единороги, то вы глубоко ошибаетесь. Обычно откуда показываются весьма мерзкие существа, что в итоге и приводит к трагедии.

Кадр из фильма "Экстаз" (2018)
Кадр из фильма "Экстаз" (2018)

Надо сказать, что фильм напомнил анекдот про Красную Шапочку, мол, на самом деле та была серая, только девочка, сделавшая её из волка, носила оную мясом наружу. «Экстаз» - это «Русский Ковчег» Сокурова, только «кишками наизнанку» (простите за сравнение). Сходство – и в танцах, и в затяжных дублях. По большому счету «Экстаз» - это две большие (почти до получаса каждая) сцены, в которых я не обнаружил ни следов монтажа, ни «склеек». То есть их снимали «за один раз». Принимая во внимание ужас и истерики второй полвины ленты - это крайне непросто.

Кадр из фильма "Экстаз" (2018)
Кадр из фильма "Экстаз" (2018)

Переходим к эзотерическому смыслу ленты, которая в оригинале называлась вовсе не «Экстаз» (светлое воодушевление), а «Климакс», то есть «мрачный апогей». Здесь мы видим явную отсылку к античным обрядам, в частности вакхическим мистериям. Вакханки в состоянии одержимости были весьма опасными существами. Достаточно вспомнить обстоятельства смерти Орфея и некоторых других «ни в чем не повинных персонажей». Танец показан как страшная сила, которая может в себе таить темное начало. Сдержать его под силу лишь «высоким личностям»

Кадр из фильма "Экстаз" (2018)
Кадр из фильма "Экстаз" (2018)

Не удивительно, что в промежуточных сценах, возникает «гоп-стробоскоп» - нарезка из фраз, беседующих персонажей. Это - вовсе не Денс-Демиурги, уровню их развития может дать фору любой российский персонаж с «семками», сидящий либо на лавочке, либо на корточках. В итоге осквернение стихии танца высвобождает трагические и мрачные начала.

Кадр из фильма "Экстаз" (2018)
Кадр из фильма "Экстаз" (2018)

И здесь мы должны обратиться к такому явлению как «телесный орнамент», который является логичным продолжением «орнамента масс» (термин, взирая на канкан, употребил германский культуролог Зигфрид Кракауэр). Мы видим в поведении персонажей новый уровень десоциализации – отказ от своей идентичности (как национальной, так и половой). Они готовы сделать новый шаг и перестать быть людьми. Но не возвыситься, а быть низвергнутыми до уровня отдельно функционирующих конечностей. Трагедия изначально заложена в самом восприятии действительности действующими лицами.

Сразу же скажем, что, несмотря на то, что фильм танцевальный и музыкальный – он не для слабонервных. Его можно полагать первым примером полноценного нуар-балета. На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако вскоре мы вернемся к анализу т.н. «психотропного нуара», а потому не забывайте читать наши материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»