Недавно в сборнике «Золотоордынское обозрение» вышла статья С.А. Чернышова с длинным названием «Иван Грозный – потомок Чингиз-хана или Августа: легитимизация верховной власти московского царства в коммуникационных практиках XV–XVI вв».
Очень интересная работа, в которой анализируются средневековые коммуникационные каналы, объясняющие право владения присоединенными территориями.
Как пишет автор, «Восточная экспансия Московского царства (прежде всего, присоединение Поволжья и Западной Сибири) в целом потребовала активизации русской политической мысли для легитимизации последовательных «взятий». <…> Задача предстояла не из легких, ведь фактически московский царь вторгался на территорию, бывшую под властью Чингизидов, хотя и сам «не мог получить доступ в ханскому трону, поскольку в тюрко-монгольской государственной традиции того времени легитимный правитель Юрта должен был происходить только из рода Чингисхана».
В отличие от легитимизировавших царский титул «Сказаний о князьях Владимирских», в которых род Ивана Грозного выведен от Пруса, брата Августа-кесаря, прямые источники, в которых Иван IV ведет свою родословную от Чингизидов, не выявлены. И в русских летописях создается легенда о бездетности Чингиз-хана. Согласно легенде, после его смерти Западная Сибирь отошла по завещанию, скрепленному браком с ханской дочерью, правителю Тайбуге. Процитируем Чернышова: «С точки зрения современного исследователя, это кажется абсурдом, однако легенда о бездетности Чингиз-хана встречается в русских летописях не раз».
Весьма характерны приведенные в работе С.А. Чернышова послания 1551–1552 гг. ногайских мурз Белек-Пулада б. Хаджи-Мухаммеда и Арстлана б. Хаджи-Мухаммеда. «Первый пишет буквально следующее: «в тои земле он (Белый царь – С.Ч.) сказываетца Чингизовым прямым сыном…. Брат мой Дервиш царь к Чингизову сыну Белому царю, православному государю и жалостивому государю Белому царю в ноги ево пасти идем». <…> Наконец, уже после взятия Казани и Астрахани последний пишет Ивану Грозному: «Великого Цингиз царев прямои род счастливои государь еси… Похошь пожаловати – пожалуешь, а не похошь пожаловати – не пожалуешь».
Как справедливо замечает исследователь: «Конечно, ни Иван Грозный, ни региональные элиты Поволжья и Западной Сибири не могли всерьез верить в происхождение московского царя от Чингиз-хана. <…> Однако нельзя не заметить: в коммуникациях обе стороны все же достигают совершенно иного консенсуса относительно статуса Ивана Грозного. Фактически, представление московского царя если не потомком, то прямым преемником Чингиз-хана было выгодно и Грозному, и местным элитам настолько, что о реальных династических несоответствиях можно было «забыть».
Что тут скажешь? Для сохранения целостности страны и удержания завоеванных территорий Иван Грозный мог считать целесообразной любую легенду, даже про Чингизида.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.