Чтобы понять, каким образом в Древней Руси, да и в целом в средневековом мире происходила торговля, надо разобраться со средневековыми транспортными средствами.
Главным тягловым животным на протяжении всей истории человечества, до изобретения автомобиля, был человек. Человек может тащить груз в руках или на спине. Но, если на небольшие расстояния человек может перенести и 50 килограммов, то на дальние расстояния он способен нести, в зависимости от силы и привычки, порядка 20-30 кг. Такой путник с более или менее тяжелой котомкой за спиной — самый простой и древнейший вариант транспортного средства. Главное его преимущество сообразительность и высокая проходимость. Главный недостаток — сообразительность и низкая грузоподъемность. Караван из 10 носильщиков с грузом унесет 200-300 кг, способен самостоятельно спрятаться в случае опасности, самостоятельно отбиться от врагов и диких животных… или самостоятельно разбежаться, оставив хозяина каравана не только без тягловой силы, но и без собственно, груза.
Ослы и верблюды в Древней Руси были очень редкой экзотикой. На Руси для них слишком холодно и сыро. Однако в более сухом и жарком климате Средиземноморья и Западной Европы ослы и мулы, как вьючные животные успешно заменяли лошадей. Грузоподъемность у осла и у мула больше, чем у лошади. Лошадь может без риска для своего здоровья нести от трети до четверти своего веса. Осел же может нести и груз до половины своего веса. Но сам осел меньше ростом и меньше весит, так что в целом караван из 10 ослов увезет не больше, чем караван из 10 лошадей. Еды осел потребляет меньше, но взрослому человеку на нем ехать верхом неудобно, да и нрав у осла более тяжелый, капризный.
В пустынях заменой лошади был верблюд. Но если в пустыне верблюд пройдет там, где лошадь уже умрет от жажды, то на Руси это просто будет домашняя скотина, которая есть больше чем лошадь, а груз тащит такой же, и к тому же имеет вредный нрав.
Главным, самым удобным и самым универсальным тягловым животным средневековья была лошадь. В зависимости от своей породы и веса средневековая лошадь могла нести от 50 до 100 кг. груза. Сейчас выведены породы лошадей, поднимающих значительно больший груз, но в средние века даже лошадь, легко несущая порядка 100 кг. была товаром настолько ценным, что её старались продать какому-нибудь рыцарю, отягощенному доспехами или хотя бы богатому толстяку. Так что грузоподъемность каравана из 10 лошадей составит не более 1 тонны.
Грузоподъемность телеги в которую запряжена одна лошадь, составляет уже 500-700 кг. То есть караван из 10 одноконных телег увезет от 5 до 7 тонн груза. Однако, для телег нужна хотя бы какая-нибудь дорога, в то время как караван лошадей или ослов, не говоря уж о караване людей-носильщиков, пройдет и по неширокой тропинке или вовсе по бездорожью. Лошади и люди способны перебраться через речку вброд, а для телег уже нужен мост.
А грузоподъемность саней, которые тянет одна лошадь, еще выше - до 1000 кг. Так что грузоподъемность санного поезда из 10 таких саней составит уже 10 тонн. Конечно, на санях можно ехать только зимой, но зато зимой на них можно проехать вовсе без дорог, без тряски на ухабах, по прямой линии, через поля и мелкие овражки, через замерзшие реки безо всяких мостов.
Получается, что среди сухопутного транспорта на Руси лучший выбор это сани. Именно поэтому на Руси издревле главные грузоперевозки по суше совершались зимой.
А вот главными летними дорогами Древней Руси были реки. Грузоподъемность судна, которое может на веревке тащить одна лошадь — десятки тонн. То есть лошадь, за веревку тянущая нагруженную лодку, в десятки раз эффективнее чем сани. Заменяет целый санный караван, а то и два. Правда, лошади не везде вдоль реки удобно идти. Но зато человек пройдет почти везде. Человека три вполне могут заменить одну такую тягловую лошадь. Да это же бурлаки! Правда, есть такие места, где и человеку-то сложно пролезть. Но можно просто посадить этих бурлаков в лодку на весла. Ничего принципиально не изменится, кроме того, что теперь не надо мочить ноги и такая лодка пройдет везде, где позволит глубина реки.
Правда обычно в судно, отправляющееся в дальний поход по реке, садилось побольше народу. Не три человека а десять, двадцать, а если судно большое, то и все пятьдесят. Тогда проще идти на веслах против течения, но главное, проще, в случае необходимости, перетаскивать свой корабль на руках. Проще и отбиваться от разбойников и конкурентов.
Грузоподъемность средневековых речных судов, в зависимости от их размера составляла от 10 до 100 тонн. Чем больше грузоподъемность, тем глубже осадка судна, тем больше должна быть глубина фарватера реки, чтобы это судно смогло там проплыть.
Крупное речное судно на Руси называлось ладьей. Судно поменьше — насадом. Большая лодка, размером с насад или меньше, вмешавшая человек 20 гребцов, называлась ушкуем. Ну, а то, что поменьше, это уже просто лодка или даже однодревка — малое судно, сделанное из одного большого бревна . Важно то, что чем выше по течению понимается судно, тем мельче река и тем более высокой должна быть осадка лодки, чтобы не шкрябать днищем по речному дну. А если на реке встретятся пороги, то придется либо разгружать судно, (чтобы оно не так глубоко уходило под воду) и тянуть его мимо порогов на канате, либо просто вытаскивать судно на берег и обходить пороги волоком.
К сожалению, ни одного речного древнерусского судна целиком до сих пор не найдено. Найден целый ряд скандинавских судов. Это все корабли с килем, приспособленные для плавания по морю, по крайней мере по глубокой воде. Аналогично этим кораблям изображают и древнерусские суда. Но Энтони Дженкинсон, первый посол Англии в Москве, в книге "Путешествие из Лондона в Москву в 1557—1558 гг." писал: "Суда, называемые насадами, очень длинны и широки, крыты сверху и плоскодонны; они сидят в воде не более, как на 4 фута и поднимают 200 тонн; на них нет никаких железных частей, но все сделано из дерева; при попутном ветре они могут плыть под парусами. В противном случае из многочисленных имеющихся на насадах людей иные тянут их, обвязав вокруг груди длинные веревки, прикрепленные к насаду, иные же отталкиваются длинными шестами..." Скорее всего ушкуи и лодки помельче также были плоскодонными, и только самые крупные суда — лодьи, имели киль, как у археологически найденных скандинавских дракаров и снеков. Наиболее похожим на плоскодонные русские речные суда стоит считать, наверное, коч - плоскодонное традиционное судно русских поморов - потомков древних новгородцев, которые заселили берег Белого моря.
Дело в том, что тащить волоком крупное судно с килем — дело очень трудоемкое. А вот плоскодонка и для волока более приспособлена и, кроме того, способна пройти по такому мелководью, в котором судно с килем уже наверняка застрянет. Но мало того, что Волховские и Днепровские пороги русским судам приходилось преодолевать волоком. Волоком преодолевались и водоразделы между речными системами Волги, Днепра, Западной Двины и системой Ловать-Ильмень-Волхов-Ладога-Нева.
Идя по рекам небольших размеров плоскодонные суда поднимались все выше по течению, до того места, от которого по кратчайшему пути можно было перетащить свою лодку в другую водную систему. Такой волок через водораздел занимал, видимо, несколько километров. Совсем легкую лодку много гребцов могли нести на себе. Более тяжелую лодку тянули по траве и грязи болотистой местности, либо катили посуху, по положенным под днище бревнам. При волоках очень важным было, чтобы лодка была полегче, а число сильных гребцов, её толкающих — побольше. Волоки были самыми трудными участками торгового пути. Само перетаскивание судна было большой проблемой, к которой добавлялась проблема переноса на руках ценного груза, который все остальное время плыл в лодке.
Очевидно, что любое серьезное противодействие местных жителей там, где гребцы были вынуждены тащить свои суда волоком, делало дальнейшее путешествие невозможным. Путешественники и их товар во время волока оказывались крайне уязвимы. Мало того — без активной помощи местных жителей в преодолении волоков, прибыльность торговли оказывалась под большим вопросом. Видимо, на всех активно использовавшихся в Древней Руси волоках местные жители оказывали путникам помощь в перетаскивании судов в обмен на оплату. Кроме того, известно, что именно в местах волоков местные власти часто организовывали сбор таможенных пошлин (мыт). Вблизи волоков порой возникали поселения и даже небольшие города, например: Вышний Волочек, Волок Ламский (ныне Волоколамск), Ладога (ныне Старая Ладога).
В то же время, грузоподъемность средневековых грузовых судов — когов Балтики и нефов Средиземноморья составляла от от 200 до 1000 тонн, то есть превышала грузоподъемность речных кораблей на порядок. Именно морская торговля обеспечивала перевозку основной массы участвовавших в мировой торговле грузов. Если морские торговые пути уподобить скоростным магистралям между мегаполисами, то, по сравнению с ними, речные торговые пути это проселочные дороги, а сухопутные торговые пути это просто какие-то тропинки в лесу.
Таким образом, с точки зрения логистики, Древняя Русь была глубоким захолустьем с очень низким грузооборотом. Основной грузопоток мировой торговли проходил от одного морского порта к другому. Высокие издержки при транспортировке товара приводили к тому что тяжелые и объемные товары ни на Русь, ни из Руси в средние века не возились. В торговле участвовали только товары дорогие и легкие, на которые можно было сделать максимальную наценку, то есть, разного рода предметы роскоши. С другой стороны, с точки зрения денег древнерусская торговля все же оказывала ощутимое влияние на торговлю общеевропейскую, т. к. товары, которые все-таки ввозились на Русь или вывозились с Руси были товарами, дающими максимальную прибыль. Главным экспортным товаром Древней Руси были меха, но это уже другая история.
Если вам понравилась эта статья - савьте лайк, делайте репост
и подписывайтесь на канал.
См. также:
О торговых путях из Балтики в Новгород
Ссылки на все статьи путеводителя по Древней Руси.