Я был в Нагасаки в ноябре 2015 и это были незабываемые впечатления. Стояла тёплая погода, сам город очень красивый и имеет некоторые самобытные черты - это необычно для похожих друг на друга японских городов.
Долгое время, пока страна находилась в добровольной самоизоляции, порт Нагасаки был единственным «окном в мир». Во второй половине XIX века Япония стала принимать иностранные суда без ограничений и Нагасаки сохранил своё значение. Здесь оставили свой след, в том числе и русские купцы и моряки. Одним из таких следов является русское кладбище.
Кладбище это - часть большого кладбища для иностранцев, которое расположено на одном из окружающих город высоких холмов. Разные участки кладбища выполнены в виде террас, мимо которых посетители поднимаются по лестнице. Русское кладбище занимает три яруса. Вот она и русская секция кладбища для иностранцев в Нагасаки.
В основном, на кладбище похоронены гражданские и военные моряки, есть могилы русских военнопленных времён войны 1904-1905 годов; есть и дипломаты, и гражданские лица, белоэмигранты - всего чуть больше 500 захоронений. Информация о некоторых захоронениях утеряна вовсе. Приметной частью кладбища является православная часовня. Эта часовня, как и кладбище в целом, сильно пострадало от бомбардировок во время Второй Мировой и была восстановлена в начале 1970-х на деньги, выделенные советским посольством. Надо сказать, что русская часть кладбища вообще не забывалась ни царской, ни советской властью: периодически выделялись средства на ремонт и поддержание порядка, а в 1989 году кладбище посетил Михаил Горбачёв.
Когда кладбище посетили мы с другом, оно выглядело немного неряшливо, но не заброшено. Похоже было, что туда наведываются регулярно, но, всё же, не часто. Кладбища всегда производят на меня особое впечатление, не грустное, но задумчивое. Лежать после смерти в своей земле или в чужой - такое не запланируешь. Здесь наших земляков не часто навещают, но все мы увидимся где-то ещё - смотря, какая из религий права на этот счёт.