Сидели мы как-то на Оке с Сергеем Ивановичем – моим старшим товарищем и коллегой и по рыбалке, и по работе, ловили на мормышку плотву и окуней. Причем рыбалка на этот раз была больше похожа на соревнование: он ловил исключительно на безнасадочную мормышку, а я – с подсадкой мотыля. Он – постоянно играл мормышкой, менял темп и технику игры, а я следовал давно проверенному приему – опускал мормышку на дно, шевелил ею, отчего на дне образовывались облачка мути.
Рыба клевала и у меня, и у него, только у него в улове преобладали окуни, а у меня – плотва, попался даже один карасик. И, несмотря на то, что поймали мы примерно одинаковое количество рыб, более-менее крупных у него было все же чуть больше: сказывалась безнасадочная снасть. Неподалеку от нас тоже сидели рыбаки, азартно подсекали и, что главное, никто никого не обуривал, не метался по льду и не гремел ящиком, никто даже не прятал пойманную рыбу. Почти идиллия, рыбацкое братство.
Время – около двух часов дня, впереди самое интересное: то и дело под вечер попадаются самые крупные окуни. Видим, что какой-то рыбак только пришел на реку, посмотрел по сторонам и тут же направился к нам. Странно, что одет он легко, ноги - в ботиночках, в руках - небольшая сумка. Подошел, поздоровался, глянул на наши уловы, подивился, и попросил Сергея Ивановича дать ему немного мотыля.
- А я на него не ловлю, - ответил он.
- А у тебя есть? Мне и надо-то щепотку, кошке наловить, - обратился он ко мне с таким же вопросом, - а то я пораньше ушел с работы, хорошо, хоть удочка-то в сумке с прошлого раза осталась. Не готов, в общем, я к рыбалке оказался.
- Да, есть мотыль, куда вам отложить?
Он дал мне пустой спичечный коробок, я положил в нее немного мотыля. Мужичок поблагодарил меня, еще пару минут постоял рядом, а потом ушел шагов за сто, на самую мель, нашел там старые лунки и принялся рыбачить.
- Ну и зря ты ему мотыля дал, - усмехнулся Сергей Иванович, - ты что, не знаешь, что на рыбалке ничего нельзя давать? Теперь все, не будет тебе удачи!
- Да ладно вам, - засмеялся я, - в первый раз мне, что ли, мотылем делиться. И как отказать человеку в такой мелочи?
- Ну, лови, лови, ты же мастер, даже карася поймал.
- А то! Я сейчас еще одного поймаю, вон, уже и клюет, - я сделал подсечку, заметив слабое шевеление кивка, и почувствовал, что мормышка за что-то зацепилась.
- Что там у тебя?
- Зацеп, похоже, - вздохнул я, - вроде, не было же ничего в этой лунке. И, похоже, намертво зацепил.
Точно, зацепил безнадежно. Тянул, тянул, в конце концов, оторвал. Жаль, уловистая была мормышка. Да, ничего, еще такие есть. Сел, достал коробочку со снастями, начал привязывать новую. Поднялся ветерок, выскальзывает из замерзших пальцев леска-паутинка, не так-то просто затянуть узелок. Наконец, все готово. Насадил мотыля, обошел соседние лунки. Тишина. Странно, вроде, почти в каждой клевало…
Вдруг в одной из них сторожок резко выпрямился, я подсек, почувствовал на мгновение тяжесть хорошей рыбы, и вдруг – раз, рывок, и рыба сошла. А мормышка – не идет, натянута леска. Что такое? Опять, что ли, зацеп? Я заглянул в лунку и вижу: вот она, мормышка-то, просто крючок зацепился за нижнюю кромку льда. Я достал из ящика еще одну удочку, опустил ее кончик в лунку, слегка нажал им на мормышку и почувствовал, как она сразу же отцепилась. Вынимаю, чтобы обновить мотыля, а крючка-то и нет! Сломался! Что за незадача! Я же легонько нажал-то! Опять надо перевязывать: обидно, когда за полчаса двух мормышек лишился!
- Ты чего там возишься?
- Да крючок у мормышки отломил, за лед им зацепил. А ведь кто-то крупный у меня сошел…
- Ну, ничего, привяжешь новую, - усмехнулся Сергей Иванович.
Я опять достал коробочку с мормышками, начал выбирать, какую бы привязать, и почувствовал, что у меня совсем застыли пальцы. Еще сложнее оказалось наладить снасть.
Подошел еще один рыбак, Игорь, сидевший метрах в двадцати от меня.
- Ты чего все мыкаешься? – поинтересовался он.
- Мормышки рву, и крючки ломаю, - пожаловался я, - а Сергей Иванович за двоих старается.
А тот, смотрю, опять вытащил крупного окуня и усмехнулся.
- Иди на мои лунки, там густерки некрупные клюют, - предложил Игорь, - а я домой пойду. Хватит на сегодня. А это чья плотва? - кивнул он на рыбок, лежащих у соседних лунок.
- Моя, там даже карась есть.
- А я думал, ты впустую ходишь, - удивился он, - а хороший карасик-то! Ну, ладно, я пошел.
Он повесил на плечо ящик, подобрал ледобур и побрел в сторону трамвайной линии. А у меня так дело и не наладилось: походил по лункам, поймал и выпустил пару окуньков - недомерков, а хорошую плотву - упустил. А Сергей Иванович все сидел на одной и той же лунке и время от времени вынимал крупных, ярких окуней. Через полчаса начали собираться домой и мы.
- Ну, добрый человек, что-то ты растерял свое мастерство, - вдруг хлопнул меня по плечу Сергей Иванович, - а я же тебя предупреждал, что так оно и будет. Не надо было мотыля давать.
Я прямо опешил… А ведь и, правда, неудачи начались у меня после того, как я мотылем поделился!
- Не может быть, - покачал головой я, - просто совпадение.
- Почему не может быть-то? Что, ты думаешь, на пустом месте приметы возникают?
- Ну, не знаю, а причем тут мотыль?
- Да не в мотыле дело! Ты этому рыбаку вместе с мотылем как бы удачу свою отдал. Думаешь, со мной такого не бывало? Я ведь и мормышки давал, и сигаретку, когда попросят. Как же не дать, как не помочь, особенно, когда знакомые просят. А потом сижу и гадаю, куда рыба делась! Только что была – и сплыла.
- И часто так бывало? – поинтересовался я.
- Часто. Особенно, когда об этом подумаешь. Правильно говорят, что человеческая мысль – материальна. О чем думаешь, то и случается.
- А может, все же это совпадения?
- Совпадения – они редки. А подобные случаи – то и дело. Как сделаешь на рыбалке доброе дело, все, можешь идти домой.
Я даже хихикнул.
- Вот ведь, человек, не послушал меня, пробегал всю зорьку впустую, а все равно продолжает смеяться, - начал обижаться он, - ну, вот поживешь с мое, еще не то увидишь.
- Ну, вы так сильно верите в приметы?
- Верю, как же не верить? А вот ты, когда тебе черный кот дорогу перебегает, не плюешь через левое плечо? Разве, отпуская маленькую рыбку, ты не шепчешь ей, чтобы приводила вместо себя кого-нибудь покрупнее?
- И плюю, и шепчу, - согласился я.
- Ну вот! А почему же мне сейчас не веришь? Ну, ладно, Серега, будь здоров, увидимся. А старых людей всегда слушай, плохого тебе никто не посоветует! – он пожал мне на прощание руку и ускорил шаг, увидев подходящий к станции трамвай.
Я шел к дому, размышляя над словами Сергея Ивановича. Конечно, если не быть суеверным, можно смело объяснить все произошедшее простым совпадением, но, согласитесь, часто в нашей жизни происходят события, которые здравой логикой объяснить ну никак не удается. И тут, как нельзя кстати, мне вспомнился один случай, произошедший прошлым летом. Отец тогда посмеялся и сказал: «Ну, не зря тебе тетка с пустым ведром встретилась»! А уж какой это случай – об этом вы узнаете из следующей статьи! До встречи на канале!