Речь пойдёт о приказе Западного фронта №0427 о награждении бойцов и командиров 173 стрелковой дивизии по итогам боёв, начиная с октября 1941 года. Приказ подписан командующим Западным фронтом генералом армии Г.К.Жуковым.
В справке, приложенной к этому приказу, указано, что всего награждено было 72 человека, из которых командиров 17, политработников 27, военинженеров и техников 2, медсостава 1, младших командиров 11, красноармейцев 14. Один (сержант-разведчик стрелкового полка) был награждён орденом Ленина, 17 человек были награждены орденом Красного Знамени, 28 - орденом Красной Звезды, 24 - медалью "За Отвагу", 2 - медалью "За боевые заслуги".
Обращает на себя внимание большое количество в абсолютном и в процентном выражении тех, кто назван в справке "политработники". Не правда ли? Я не поленился и пересчитал "политработников" в самом приказе. Их оказалось 16... Но всё равно это мне показалось " за много" по сравнению, например, с 11 младшими командирами и 14 красноармейцами. Не знаю, кто так "обсчитался" с количеством награждённых "политработников", но сейчас не об этом...
Посмотрим, как категория "политработники" распредилилась по конкретным должностям, которые занимали эти люди.
Итак, были награждены: военные комиссары полков - 2, политруки рот - 5, секретари партбюро полка -3, военные комиссары батарей - 2, комиссар стрелкового батальона, ответственный секретарь бюро ВЛКСМ полка, секретарь бюро ВЛКСМ полка, ответственный секретарь парткомиссии 173 стрелковой дивизии.
15 из них были награждены орденами (пятеро - орденом Красного Знамени) и один - медалью "За боевые заслуги".
Наибольшие вопросы вызывает, на первый взгляд, награждение партийеых и комсомольских "секретарей".
Секретарей партбюро полка в списке награждённых было трое.
Один из них, Шачнев Моисей Антонович, являясь ополченцем-добровольцем, как указано в наградном листе, "пал смертью храбрых в наступательном бою 27 ноября".
Вот фрагмент наградного листа на другого ответственного секретаря партбюро стрелкового полка Бузулаева Игнатия Степановича. В 1941 году ему исполнилось 44 года. Он тоже - доброволец народного ополчения.
В бою 5 октября он вернул на позиции "дрогнувших бойцов 7-й роты". В бою 28 октября "организовал бойцов на стойкое сопротивление врагу". При обороне города Венева "под усиленным огнем вражеских танков и минометов" организовал бойцов батальона на стойкое сопротивление. 11 декабря 1941 года он был ранен.
Вот фрагмент наградного листа на третьего секретаря полкового партбюро старшего политрука Левко Ивана Степановича. Ему тоже в 1941 году исполнилось 44 года.
По сути он представлялся к ордену Красной Звезды за свою боевую работу в качестве политрука сапёрной роты. В частности, за проявленную инициативу в бою у моста через реку Кцынь, когда он "самостоятельно разработал план ликвидации противника, обороняющего мост". Затем он, возглавив группу сапёров, "под сильным огнём противника подполз на близкое расстояние к мосту и гранатами и бутылками с горючим уничтожил большое количество немцев".
Теперь посмотрим, за что были награждены комсомольские секретари.
Вот фрагмент наградного листа на Железняка Григория Иосифовича. Он тоже назван в наградном листе добровольцем народного ополчения.
5 октября: лично вел разведку деревни, занятой противником; во время замешательства во 2-й пулемётной роте "под ураганным огнем противника навел в роте порядок и вернул бойцов на позиции".
9 октября: при обстреле немецкими танками моста на реке Кцынь "организовал начавших отступать бойцов и добился устойчивости подразделения под обстрелом танков противника".
То есть по сути старший политрук минимум дважды предотвратил образования "дыры" в ротной полосе обороны...
Вот фрагменты наградного листа на младшего политрука Какина Алексея Павловича. В графе национальность у него проставлено "ойрот-алтаец".
В тексте перечислено и количество уничтоженных младшим политруком врагов в различных боях, и то, что он "под сильным огнём танков противника вывел из под обстрела людей, сохранив полностью материальную часть", в другом бою он, "применив военную хитрость вырвался из вражеского окружения и соединился с полком".
В завершении приведём ещё фрагмент представления политрука роты Михаила Иосифовича Пирогова к медали "За боевые заслуги". В 1941 году ему исполнилось 48 лет! Он тоже добровольно записался в ополчение.
Он неоднократно водил бойцов в атаку и в разведку. Каково?..
Думаю, примеров достаточно. Пора переходить к выводам.
А выводы напрашиваются следующие.
1. Все эти и другие примеры награждения партийных и политических руководитетелей олтного, батальонного и полкового звена свидетельствуют о том, что свои награды они заслуживали в боях, а не за "кабинетную работу", составление проектов протоколов партийных и комсомольских собраний, чтение вслух бойцам передовиц из газет.
2. Необходимость их присутствия в боевых порядках подразделений по крайней мере до конца 1941 года (наверное, по факту и позже) не вызывает сомнений, так как они фактически вынуждены были брать управление ("организовывать бойцов") этими подразделениями в самые критические моменты боя.
3. Без наличия таких "кризисных менеджеров" в боевых порядках устойчивость в бою, по крайней мере, стрелковых подразделений в РККА в начальный период войны была очевидно крайне низкой и могла бы быть основным фактором риска прорыва противником фронта на обороняемых такими подразделениями участках в результате даже не атак на позиции, а просто их "сильных обстрелов"....
Что по этому поводу думают уважаемые читатели?
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, всем участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Поздравляю всех читателей с юбилеем Великой Победы!
С Новым 2021 годом и Рождеством!
Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.