В данной статье рассмотрим ткани растений. Что же необходимо знать по данной теме? Как показывает практика многие выпускники делают ошибки в этой теме.
Обобщим:
1) Названия тканей, строение клеток, выполняемые функции, их расположение в органах растения.
2) Необходимо уметь доказывать принадлежность отдельных тканей в простым и сложным тканям.
3) А также уметь находить эти ткани на рисунках.
Различают пять основных групп растительных тканей:
1. Образовательная (меристема)
2. Основная (паренхима, мезофилл)
3. Покровная
4. Проводящая (ксилема и флоэма)
5. Механическая
Выделительная ткань пока не встречалась.
ПРОСТЫЕ ТКАНИ.
1.Образовательная ткань (меристема)
Особенности клеток: клетки с тонкими стенками, крупными ядрами, постоянно делятся. Образовательная ткань формирует все остальные виды тканей.
Функции: обеспечение роста побега и корней в длину и утолщение стебля.
Расположение: в конусе нарастания верхушечной почки, в зоне деления корней, в слое камбия, у основания междоузлий стебля злаковых растений.
2.Основные ткани (паренхима):
ассимиляционная (хлоренхима)-содержит хлоропласты и обеспечивает фотосинтез
запасающая- содержит лейкопласты и обеспечивает запасание веществ
воздухоносная (аэренхима)- имеет межклетники, заполненные воздухом, участвует в газообмене развита у водных растений
водоносная имеет крупные вакуоли и запасает воду (развита у растений засушливых мест-суккулентов)
Расположение: в зеленых частях растения, в семенах, плодах, корнях, корневищах, луковицах, корнеплодах, сердцевине стебля.
3. Механические ткани: волокна (склеренхима),каменистые клетки, колленхима (склереиды).
Особенности клеток: волокна – это мертвые удлиненные клетки с очень толстыми оболочками, пропитанными твердым веществом.
Каменистые клетки (склереиды) пока в ЕГЭ не встречались. Они придают прочность косточкам плодов, оболочкам орехов, обеспечивают сопротивление давлению в мякоти плода.
Среди механических тканей есть живые клетки – колленхима (пока в ЕГЭ не встречались). Они имеются в черешках листьев, в молодых стеблях. Клетки живые, имеют утолщенные клеточные стенки.
Склеренхима (это и есть волокна) – мертвые удлиненные клетки с толстыми стенками, которые чаще упоминаются в заданиях ЕГЭ. Функции: придают прочность органам, опорная функция.
Расположение: в составе луба (лубяные волокна) и древесины(древесные волокна), в составе сосудисто-волокнистых пучков по всему растению.
СЛОЖНЫЕ ТКАНИ
1. Покровные ткани: кожица (эпидермис): различные выросты эпидермиса (прозрачные и железистые волоски), пробка, корка, корневые волоски корня.
Особенности клеток - клетки плотно прилегают друг к другу.
Функции: защита от высыхания, повреждения и проникновения микробов, газообмен и испарение (транспирация через устьица). Прозрачные волоски препятствуют перегреву листовой пластинки, отражают солнечные лучи, железистые волоски могут выполнять защитную функцию. Корневые волоски обеспечивают всасывание минеральных веществ.
Расположение: на поверхности всех органов растения.
2. Проводящие ткани - сосуды, ситовидные трубки, ситовидные клетки и трахеиды (последние в основном у голосеменных и папоротникообразных).
Особенности клеток - клетки в виде трубок (мертвые - у сосудов, живые у ситовидных трубок с отверстиями в ситовидной пластинке).
Функции: сосуды (ксилема) – проводят неорганические вещества (воду и соли) от корней к листьям (восходящий ток). Сосуды расположены в древесине стебля, в зоне проведения корня, в составе жилок листа.
Ситовидные трубки (флоэма) - проводят органические вещества от листьев к органам (нисходящий ток). Хотя они живые, но в них отсутствует ядро. Рядом с ними располагаются клетки-спутницы, которые помогают передвижению тока органических веществ
Ситовидные клетки имеют споровые растения и голосеменные. Эти клетки имеют ядро, но не имеют клеток-спутниц.
Расположение: сосуды (ксилема) – в древесине; ситовидные трубки (флоэма) – в лубе коры, но элементы ксилемы и флоэмы имеются по всему растению в составе сосудисто-волокнистых пучков.
Задания:
Задание 8.
Задание 9.
Задание 10.
Первые 9 заданий тестовая часть. Задание 10 линии №25. Нужно дать развернутый ответ, состоящий не менее, чем из 3х аргументов.
Ответы на задания будут 12.01. в 21.00 по Москве.
С условиями участия в марафоне можно ознакомиться здесь.
А также, первые две части марафона:
2) Переходные формы животных, часть 1.
3) Переходные формы животных, часть 2.
Удачи и успехов в подготовке!