С 10 июля по 22 декабря 1929 года на широком фронте от Приморья до Забайкалья полыхал один из самых неизвестных конфликтов XX века. В нём участвовали с одной стороны пограничники, части Особой Дальневосточной армии (ОДВА) и красные партизаны (всего не более 20 тысяч человек с учётом партизан) с другой – части китайской Мукденской армии Чжан Сюэляна и группы белогвардейцев-эмигрантов общей численностью более 300 тысяч человек. В ходе трёх локальных операций Красной Армии удалось лишить китайские войска возможности наступать и принудить их к заключению мирного соглашения.
Китайско-Восточная железная дорога – КВЖД (до 1917 года Маньчжурская железная дорога) была построена Российской империей в 1897-1901 годах через территорию Китая (Империи Цин). Начиналась она в Чите, а центром её был Харбин, где дорога разделялась на две ветки восточную – на Владивосток и южную (Южно-Манчьжурскую железную дорогу – ЮМЖД) – на Порт-Артур – базу Тихоокеанской военной эскадры. Порт-Артур находился на Ляодунском полуострове, арендовавшемся Россией у Китая с 1898 года. Строительство железной дороги имело важное колониальное значение и планировалось как начальный шаг для включения западной Маньчжурии в сферу влияния Российской империи.
В конце 1899 года в Империи Цин началось Боксёрское восстание (восстание ихэтуаней) против колонизаторов. Восставшие убивали иностранцев и китайских христиан, совершали нападения на строящуюся дорогу и даже на российские города по ту сторону границы, в частности на Благовещенск. Восемь колониальных держав, включая Россию, организовали совместную интервенцию в Китай, взяли Пекин и к концу 1901 года подавили восстание. В результате этих событий под контролем Российской империи уже к октябрю 1900 года оказалась вся Маньчжурия, а в 1903 году железная дорога была сдана в эксплуатацию.
По итогам неудачной для России войны с Японией 1904-05 годов, большая часть южной ветки дороги, как и Ляодунский полуостров с Порт-Артуром, стали владениями японского императора, но направление на Владивосток продолжало функционировать даже, несмотря на крах Российской империи в 1917 году. До 1921 года вся дорога и полоса отчуждения вокруг неё обладали экстерриториальным статусом, т.е. не контролировались китайскими властями. В 1924 году СССР заключил соглашение с Китайской республикой, регулировавшее работу КВЖД. Большинство сотрудников КВЖД являлось советскими гражданами, дорога обслуживалась советской стороной. К началу конфликта с китайцами в Маньчжурии находились десятки тысяч советских граждан.
После революции 1911 года и установления республиканского правления ситуация в Китае стала крайне нестабильной, в 1920-х годах реальной властью в стране обладали группировки так называемых милитаристов, т.е. страна была поделена между несколькими армиями, командующие которыми и правили отдельными регионами. Маньчжурия в 1928 году оказалась под властью Чжан Сюэляна, военная группировка отца которого ещё в 1926 году стала доминирующей силой на севере Китая. В течение всего этого времени вплоть до середины 1929 года китайской стороной предпринимались настойчивые попытки отчуждения имущества КВЖД в свою пользу.
10 июля 1929 года китайские милитаристы начали открытый захват учреждений КВЖД, арестовали свыше 200 советских служащих дороги и 35 из них депортировали в СССР. В ответ на эти действия Советское правительство 17 июля отозвало своих дипломатических, консульских и торговых представителей из Китайской республики и выслало из страны китайских официальных лиц. Спустя три дня китайское правительство в Нанкине (тогдашней столице этой страны) объявило о разрыве дипломатических отношений с СССР. Для советской стороны стало ясно, что без применения силы этот конфликт не решить.
В течение лета и осени противостояние нарастало, стороны стягивали войска. Китайские и белогвардейские отряды неоднократно обстреливали территорию СССР. Советская сторона проводила демонстративные военные учения. Переговоры, попытки которых предпринимались, не давали никакого результата. 6 августа 1929 года в Красной Армии была образована Особая Дальневосточная Армия (ОДВА). В новой ноте от 28 августа СССР заявил, что действия китайской стороны провоцируют войну, эта нота, как и две последующие от 9 сентября и 25 сентября, осталась без ответа. Советская сторона не стала дожидаться, когда китайцы, обладавшие многократным преимуществом в живой силе, подготовятся и начнут активные военные действия.
12 октября ОДВА в районе города Лахасусу (сейчас Тунцзян) начала Сунгарийскую наступательную операцию. Огнём артиллерии с кораблей Дальневосточной военной флотилии были подавлены китайские береговые батареи, советская авиация нанесла удар по кораблям китайской Сунгарийской речной флотилии. В результате обстрела кораблей и авианалёта 5 из 11 китайских кораблей были уничтожены, а остальные спешно уплыли вверх по течению Сунгари к городу Фугдину (сейчас Фуцзинь). Дальневосточная военная флотилия высадила десант. При поддержке артиллерии красноармейцы двух полков 2-й Приамурской стрелковой дивизии овладели городом Лахасусу, гарнизон которого примерно в пять раз превосходил по численности силы атакующих. Несмотря на это город был взят, в нём были захвачены и частично уничтожены крупные военные склады, в том числе большое количество продовольствия. Достигнув поставленных целей, войска возвратились на советскую территорию.
Развивая успех, 30 октября ОДВА провела в устье реки Сунгари ещё одну – Фугдинскую операцию. В устье реки вошли 8 кораблей Дальневосточной военной флотилии с десантом, которые уничтожили находившиеся здесь корабли китайской Сунгарийской флотилии, затем два полка 2-й Приамурской стрелковой дивизии заняли Фугдин, который удерживали до 2 ноября 1929 года, а затем так же возвратились на советскую территорию.
17 ноября советское командование начало третью самую крупную – Маньчжуро-Чжалайнорскую операцию. Наступление было направлено на станции Маньчжурия (сейчас город Манчжоули) и Чжалайнор. Основной удар наносился Забайкальской группой войск в составе некоторых частей трёх стрелковых дивизий – 21-й Пермской, 35-й и 36-й Забайкальской, 5-й Кубанской кавалерийской бригады и Бурят-Монгольского кавдивизиона. Советские войска насчитывали более 6 тыс. человек пехоты и более 1,5 тыс. кавалерии, 88 орудий, 497 пулемётов, 32 самолёта, 3 бронепоезда и 9 танков Т-18 (МС-1), недавно принятых на вооружение. Им противостояла китайская группировка численностью 15 тысяч человек, имевшая 26 пулемётов, 34 бомбомёта, 25 орудий и 2 бронепоезда. В районе станции Чжалайнор китайцы имели мощные укрепления, включавшие местами до 3 линий окопов полного профиля, между которыми были сделаны блокгаузы. Несмотря на это, обходными манёврами частей ОДВА уже 17 ноября станция была блокирована, а попытка гарнизона совершить прорыв успешно купирована, 18 ноября пал Чжалайнор, 20-го сдалась Маньчжурия. В результате Манчжуро-Чжалайнорской операции противник потерял около 1,5 тыс. человек убитыми и до 1 тыс. ранеными, 8,3 тыс.пленными. Советскими войсками была захвачена вся китайская артиллерия и оба бронепоезда.
Эффективные действия советских военных по нарушению китайских коммуникаций, уничтожению боевых кораблей, складов с запасами оружия, обмундирования, продовольствия и другого имущества лишили китайцев возможности организовать наступление. Находясь под глубоким впечатлением от уровня боеспособности Красной Армии, китайские власти приняли решение вернуться к переговорам. 22 декабря 1929 года в Хабаровске уполномоченный Китайской республики Цай Юй-шэнь и уполномоченный СССР, агент НКИД Симановский подписали «Хабаровский протокол», согласно которому дальнейшая эксплуатация КВЖД велась в соответствии с прежними соглашениями, заключёнными до начала конфликта.
Во время боевых действий на КВЖД Красная Армия впервые в своей истории применила не отдельные бронемашины, а целое танковое соединение первых советских танков Т-18 (МС-1). По итогам конфликта был учреждён орден Красной звезды, первым кавалером которого стал командующий ОДВА В.К.Блюхер, а сама ОДВА стала ОКДВА, т.е. краснознамённой. Отличились и другие будущие маршалы. К.К.Рокоссовский командовавший 5-й отдельной Кубанской кавалерийской бригадой, участвовавшей в ноябре 1929 года в Маньчжуро-Чжалайнорской наступательной операции, был награждён за это орденом боевого Красного Знамени (22.02.1930). В.И.Чуйков в сентябре 1929 года был назначен начальником одного из отделов штаба ОДВА, участвовал в планировании операций на КВЖД и переговорах о капитуляции группировки китайских войск на станции Маньчжурия 20 ноября 1929 года, в итоге которых ему сдался генерал Л.Чжуцзян с офицерами своего штаба. В ходе всего конфликта советская сторона потеряла 281 чел. убитыми, умершими от ран и болезней и пропавшими без вести. Около полутора тысяч было ранено. Эти потери были в несколько раз меньше потерь китайской стороны.
В 1931-32 годах место китайских милитаристов в Маньчжурии, заняли оккупировавшие её японцы, создавшие в этом регионе Китая марионеточное государство Маньчжоу-Го. Под прикрытием японцев маньчжурские власти начали новые попытки отчуждения КВЖД в свою пользу. Противостоять им, пойдя на открытый конфликт с Японией, Советский Союз в тот момент был не готов. После длительных переговоров 23 марта 1935 года СССР и Маньчжоу-Го подписали соглашение о продаже КВЖД.
После разгрома Японии входе Второй мировой войны союзниками по Антигитлеровской коалиции КВЖД (вместе с ЮМЖД) в период с 1945 по 1952 год вновь оказалась в совместном владении СССР и Китая на этот раз коммунистического и только потом полностью перешла в собственность китайских властей.
Именно во время конфликта на КВЖД и последующего противостояния с оккупировавшей Манчжурию Японской империей советская сторона и взяла под свой контроль большинство островов на реках Амур и Уссури, до этого с 1860 года острова считались ничейной территорией, а их статус был юридически не определён вплоть до демаркации российско-китайской границы в 2005 году.
Эти и другие материалы из ЖЖ и пр. см. в телеграм-канале https://t.me/polikliet
Вы можете поддержать этот канал и его автора
© polikliet
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки