Продолжаю рассказывать про лучших авторов National Geographic Россия (где я работаю) и их истории. Моя любимая: блистательный Майк Эдвардс и его репортаж про раскопки в Туве – археологи сами были в шоке, перепугались, когда во время рутинной работы в могильных холмах вдруг обнаружили 5700 золотых предметов древних скифов.
Эта находка (помимо того, что она совершенно поразительна) сразу опровергла устоявшийся стереотип. О том, что скифы – варвары древней степи. Гробница, возраст которой - 2700 лет, свидетельствует: люди, «родившиеся в седле», могли создавать удивительно изящные изделия из золота. Впрочем, про все по-порядку. Случилось все так.
Из глубины четырехметровой ямы Павел Леус взглянул на трех археологов, стоявших на краю. «Ребята, - объявил он. - У нас проблема. Без милиции нам не обойтись». Раскапывая курган – могильный холм – в республике Тува, отдаленном регионе Сибири, Леус только что бросил взгляд в какой-то склеп из бревен. Внутри виднелись два скелета и тускло сияло золото. Много золота.
«Сначала, – вспоминал он позже, – я увидел золотой горит (футляр для лука и стрел). Потом посмотрел в другую сторону и увидел еще золото». Там было массивное золотое нагрудное украшение (как выяснилось позже, весом в полтора килограмма), нагрудное украшение поменьше, две золотые заколки для головного убора, каждая длиной примерно в 30 сантиметров, инкрустированные золотом кинжалы и еще предметы из сверкающего металла – настоящий ковер.
Бывалый археолог, проработавший в российских археологических экспедициях десяток лет, Леус стал первым за последние 2700 лет человеком, заглянувшим в эту погребальную камеру, гробницу вождя загадочного народа, который мы называем скифами. Кочевники, лихие воины, они жили в Центральной Азии уже в IX веке до нашей эры, а их культура распространилась на запад до Южной России и Украины и даже в пределы Германии,перед тем как сойти на нет в начале христианской эпохи.
Услышав решительное заявление Леуса, руководитель экспедиции, Константин Чугунов из Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, спрыгнул в яму, чтобы самому заглянуть в просвет между бревен кровли склепа, – и изумился его содержимому. Коллеги по экспедиции Герман Парцингер и Анатолий Наглер из Германского археологического института в Берлине тут же последовали за ним. «Боже! – воскликнул Наглер, взглянув вниз.
– Ты прав. Полиция нам понадобится!»
Скифский некрополь, долина, в которой находится этот курган, испещрен множеством могильных холмов. Почти все курганы – обычные груды земли, иногда покрытой камнями. Но четыре из них выделяются, поскольку целиком сооружены из камня. Чугунов, Парцингер и Наглер нацелились именно на такой курган, который и окрестили «Аржан-2» (Аржан – название близлежащего селения). Сотни, если не тысячи скифов трудились над ним. Два метра в высоту и 80 в ширину – такой была эта «корона» из тысяч тонн камней.
«На самом деле на такую находку я совсем не рассчитывал», – рассказывал Чугунов впоследствии. Археологи, занимающиеся исследованием скифских захоронений, знают на собственном горьком опыте: грабители вполне уже могли первыми побывать в гробнице. Действительно, судя по углублению в центре «Аржана-2», целостность кургана была нарушена столетия назад. «Грабители всегда копают в центре, – объяснял Парцингер. – Если под курганом был погребен вождь, то в этом месте и должна находиться его могила». Археологи методично начали убирать камни с края кургана, понемногу расчищая проход к центру, к месту, где их, возможно, ждала удача. Вскоре они заметили небольшое углубление в поверхности только что освобожденного участка земли. Он был достаточно удален от центра. Начались раскопки. На четвертый день земляных работ лопата Леуса ткнулась в дерево – кровлю склепа. Сменив лопату на совок, он очистил бревна от земли. Именно в тот момент Леус мельком увидел то, что стало самым значительным открытием в области изучения скифов за последние десятилетия.
Всего было найдено около 5700 золотых предметов, не считая множества бусин. В большинстве своем это небольшие фигурки животных, чаще всего кабанов и кошачьих, похожих на львов или, может быть, тигров. Очевидно, фигурки были пришиты к одежде (которая не сохранилась) мужчины и женщины, чьи скелеты лежали бок о бок на полу склепа. Обнаружились там и бусины из балтийского янтаря, 431 штука; они, скорее всего, оказались в Сибири либо как предмет торговли, либо как военная добыча. Кроме того, было найдено 1657 бусин из бирюзы, бронзовые, костяные и железные наконечники стрел, остатки лука, каменные обрядовые блюда и множество других предметов. «Даже без золота, – заявил Чугунов, – это следовало бы считать находкой исключительной ценности».
«Украшения из “Аржана-2” свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства, – утверждал Наглер. – Эти люди были замечательными ремесленниками, что позволяет по-новому взглянуть на образ жизни скифов. И противоречит стереотипному представлению, согласно которому скифы лишь дикие наездники, воины, кочующие и уничтожающие другие народы. Их культура была высокоразвитой».
А здесь, поглядите, другой интересный материал моего друга и коллеги – главного редактора National Geographic Россия: про золото Бактрии в Афганистане.
В своем блоге Zorkinadventures собираю мужские истории и опыт, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.