Приветствую Вас, дорогой читатель!
По осени задумались мы мужем об участке под строительство дома. Поехали в коттеджный поселок посмотреть свободную - еще не проданную администрацией землю. Часть поселка уже застроено и видно, что люди живут там не первый год.
Остановилась я у одного дома и увидела, что за линией намеченного забора посажены молоденькие березки. Кому же пришло в голову их тут посадить? Зачем… Сердце защемило. Но разве могу я вот так постучать в чужие окна и рассказать почему не нужно было этого делать? Кто поймет и услышит? Сочтут ненормальной.
Говорят, детские воспоминания самые сильные. Многие остаются на всю жизнь.
Начало 1984 года. Мне скоро тринадцать. Родители посменно на работе, а после бегают отмечаться в очереди на отдельное жильё.
А пока мы все живем у маминых родителей. Рабочий поселок в городской черте. Большой дом.
Дедушка с бабушкой построили его через несколько лет после войны. «Завербовавшись» (бабушка так говорила) на судостроительный завод в Камчатском крае, заработали денег и на материк вернулись уже имея двоих дочерей. Мою маму и тётю.
В послевоенных бараках какая жизнь? Ни помыться толком, ни поесть приготовить, а зимой согревали друг друга как могли.
Поэтому дом ставили всем миром. Соседи помогали, сами старались. В этом доме выросли моя мама и ее сестра. Вместе с бабушкой обустраивали дом и двор. В палисаднике, сколько помню себя ребенком, всегда было много цветов. А за забором, в аккурат к калитке палисадника, дедушка, как закончил стройку, посадил березку.
Она росла, и мы росли у мамы с папой. За годы береза поднялась выше дома. Могучий ствол уже взрослые не могли обхватить руками, а толстые корни ее проникли в цветник и на окраине двора выходили из земли к обочине.
По весне 84-го в рабочем поселке начали строить дорогу. И проходить она должна была вдоль всей улицы, касаясь каждого двора.
Навезли щебня, техники. Работы вели активно. А дорожники ходили по дворам и ставили жителей перед фактом о необходимости уменьшить свои дворовые территории в пользу будущего дорожного покрытия.
Береза стала мешать. Требовали спилить. Дедушка отказывался наотрез и был готов пожертвовать дворовой изгородью, лишь бы березу не тронули. Но рабочие настаивали под предлогом, что корни разрослись, крона дерева будет цеплять новые столбы с проводами.
Так оно в деталях или нет, не вспомнить. Но однажды утром бабушку разбудил скрежет пилы.
Рассказывала, как не помня себя, выскочила босая из дому, кричала на дорожников, плакала и умоляла. Но было поздно. Дерево частями, разбрасывая ветви, с грохотом падало на землю.
Когда мы вечером приехали из школы, от березы остался только порубленный ствол.
Бабушка не успокаивалась и причитала: «Нельзя было березу пилить! Плохо это… Худо будет...».
В июле того же года мы семьей переехали от бабушки с дедушкой в новую квартиру.
На рассвете 5-го августа всех напугал пронзительный звонок в дверь. Сквозь сон мы слышали, как мама кого-то впустила. Потом застонала…
Нашла нас бабушкина соседка и сообщила страшное: мамина родная сестра – моя тётя погибла в автокатастрофе с мужем и двухлетним малышом. Ни пойми откуда взялся какой-то дальний родственник из Запорожья, приехал к ним знакомиться и предложил свозить семью в гости к их старшей девочке в пионерский лагерь. К доченьке съездили, а назад не вернулись. Гаишники сказали тогда, что водитель машину гнал по встречке в дождливую погоду. Дали «родственнику» 13 лет, вышел по амнистии через четыре года.
Похороны помню, как вчера. Мама все время кричала без памяти. Во дворе дежурили скорые. Позже мы узнали, что мама в это время носила третьего ребенка. Родиться ему не случилось. Но с нами осталась двоюродная сестренка.
Бабушка, за отведенные ей еще 16 лет после той беды, так и не оправилась. Рассудок помутился. Уходила часто из дому куда глаза глядят. Постоянно мы искали ее. То соседи приводили, то прохожие.
____________
В березе ли дело… Не знаю. О суеверии, связанном с ней, мы ни от кого не слышали раньше. Лишь недавно женщина рассказала мне, что есть такое. Но с детства запомнила, что в своем дворе нельзя спиливать березу. А если и будет у нас свой дом, то даже сажать ее не буду. Никогда!
Благодарю Вас, что читаете.