На канале «От Байкала до Амура» вы, уважаемые читатели и подписчики, не раз читали о Ларисе Александровне Нориной, председателе Усть-Кутской общественной организации «Ветераны строительства БАМ», депутате городской Думы. Очень неравнодушному и ответственному человеку. Она – как человек из прошлого, продолжает (часто чисто на энтузиазме) делать своё дело, ничего ни от кого не требуя взамен.
- Лариса Александровна, напишите что-нибудь интересное на наш канал, - как-то попросила я её, зная, что уж ей точно есть что рассказать. Или из собственных воспоминаний (она сама девчушкой приехала на БАМ), или из воспоминаний многочисленных членов её общественной организации.
Она и написала. Читаем вместе и пишем комментарии.
БАМ - кто из поколения 70-80 годов ХХ века был равнодушен к этому набатному слову? Оно волновало и убеленного сединой ветерана, и юношу, только вчера получившего аттестат зрелости.
О БАМе знала вся страна, наши друзья и недруги за рубежом. БАМ стал олицетворением поступательного движения страны вперед, продолжением целины, Магнитки, Днепрогэса, Братскгэса и т.д.
Было большой честью участвовать в таком строительстве. И люди, в чьей судьбе был БАМ, до сих пор не жалеют громких слов, вспоминая, как эта железная дорога изменила их судьбы. Для них такие понятия, как патриотизм, взаимовыручка, которые сейчас чаще воспринимаются с усмешкой, не пустой звук, а норма поведения.
Мне вспоминаются ребята, прошедшие свой путь через формирование п. Звездный, участники 17 съезда ВЛКСМ. Одним из них был Юрий Петрович Сирота, родом из Украины – замечательный человек, достойный транспортный строитель, имеющий многочисленные правительственные и юбилейные награды.
Юрий Петрович посвятил свою жизнь освоению Сибири. В 1970 году был призван в ряды Советской армии и направлен в учебный батальон Черниговской области. Через полгода Юрий уже на Кубе, в провинции Матансас, обслуживал ядерный щит защиты и спокойствия на острове Свободы.
В 1972 году вернулся домой в город Желтые воды Днепропетровской области. Море, солнце, сахарный тростник, красивые кубинки и наша Советская армия остались только в воспоминаниях. Немного поработал водителем БелАЗа в ГОКе.
Но непоседливость, неуемная жажда романтики звали его куда-то далеко. И ринулся Юрий в комитет комсомола за путевкой: хоть куда, на любую стройку, на ту же целину или КАМАЗ. А тут вдруг БАМ – как подарок судьбы. Новая стройка, новая жизнь – иная, яркая. И та, которой жил до сих пор, сразу показалась серой и будничной. А когда их прямо со съезда отправили на строительство великой магистрали, был счастлив, как никогда.
На трассе начались суровые будни. Яркими и глубоко врезавшимися в память были долгие вечера после рабочего дня, когда сидя в палатке возле раскаленной «буржуйки» (в мае было холодно), умиротворенные её живым теплом, слушали льющиеся из транзисторного приемника песни и пили горячий чай, добавляя в заварку листья брусники.
Было очень нелегко. Он работал вальщиком-раскряжевщиком в бригаде Алексея Сердюка в СМП-266, валил вековые деревья для очистки трассы БАМ, но в силу своей молодости этого просто не замечал. И даже ближе к лету, когда появились полчища мошкары и комаров, которые впивались в тело так, что к вечеру места живого не оставалось. И к этому парень привык, как, впрочем, и другие. Искупнешься в речке и дальше работаешь. Постоянно кострили, делали дымовухи, чтобы как-то отпугнуть весь гнус.
Когда стали появляться первые дома, то быстро выяснялось, кто есть кто. В бригадах стали исчезать люди, которые просто напросто сбегали, и не девчата, а мужики. Но их быстро забывали, т.к. было с кем общаться, все давно передружились. Да и повлюблялись тоже.
Парни из Украины с ума сходили от девчат из Сибири. Здесь Юрий встретил свою красавицу Лидочку. В 1975 году сыграли таежную бамовскую свадьбу. В счастливой семье родились доченька, а потом и сынок. Трудовые будни продолжались.
В 1976 году Юрий Сирота перешел работать водителем на самосвал КрАЗ, затем на Магирус в МК-143 треста ЗБСМ на отсыпку земполотна под железнодорожный путь и стройплощадки. И так двигался по трассе до станции Кунерма, а затем - через Даван на Верхнюю Заимку перед Новым Уояном.
После рождения сына, в 1981 году, снова пришлось перейти в СМП-266, чтобы быть поближе к семье. Вот такие люди живут в нашем городе. И судьбы у всех разные. И не скажешь, какая лучше, потому что у каждого она своя.
БАМ взял их молодость. А взамен дал кому деньги, кому славу, а кому - и понимание того, что есть нечто более ценное. Это - бамовская дружба, когда откликаешься душой на чужую беду, умеешь понять другого человека с полуслова. И у всех бамовцев есть чувство, что, несмотря ни на что, их жизнь состоялась.
…Слышишь, Юра, рельсы гудят? Значит, работает наш БАМ. С нас многое спросится эпохой и вечностью. Мы первая просека всего человечества!
Спасибо, что читаете)))
Мы вместе и в новом году!