Найти тему
наблюдаю и пишу

Инклюзивное образование в школе. Вы "за" или "против"?

Образование - это неотъемлемая часть воспитания и обучения каждого ребенка независимо от его физического и интеллектуально развития.

Долгое время в России было четное деление детей на "больных" и "здоровых". И "больные" дети априори не могли учиться вместе со "здоровыми". Несправедливость этой ситуации очевидна. Ведь дети с особенностями развития должны иметь те же права и возможности для обучения, что и обычные дети.

Изображение взято из Интернета
Изображение взято из Интернета

По данным Росстата, общая численность детей с инвалидностью в России, к сожалению, неуклонно увеличивается. Так, если в 2011 году она составляла 541 тыс. человек, то в 2019 году уже 670 тыс. детей. Прирост на 129 тыс. детей за 8 лет! Согласитесь, разница огромная!

Необходимость создания новой системы образования, которая могла бы объединить здоровых детей и детей с особенностями развития, назревала давно.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.

Законодательно такую систему образования закрепили в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году.

Внедрение инклюзивного образования сталкнулось не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с трудностями социального характера. Они заключались в распространенных стереотипах и предрассудках от детях-инвалидах, а также не готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Попросту, обществу не нужны такие дети! Нам проще отказаться, чем принять! И к сожалению, в большинстве случаев это чистая правда....

-2

По данным опросов 53% родителей детей с особенностями развития сталкивались с трудностями в школе.

34% опрошенных родителей сообщили, что их детей встретили в школах дружелюбно, но в учреждениях нет необходимых специалистов для детей с инвалидностью и зоны сенсорной разгрузки. Еще 34% признались, что школы просто не готовы к обучению их детей — нет доступной среды и специальных программ.

39% родителей обычных школьников были против того, чтобы их дети учились вместе с детьми с особенностями развития. 20% объяснили это тем, что никогда не сталкивались с инклюзивным образованием, 19% считают, что от этого пострадает качество образования. 16% положительно оценивают опыт совместного обучения, 45% готовы попробовать, но переживают, как это будет организовано.

Нина Франчук (приемная мать девочки с инвалидностью):

"Никто из родителей не застрахован от того, что завтра его ребенок может стать инвалидом. Все дети с инвалидностью разные. Моя дочь Лена полностью умственно сохранная, но у нее удалена часть кишечника и она не может есть определенную еду. Кому она мешает?
Бывают ситуации, когда у ребенка есть ментальные нарушения. У меня со старшим сыном была такая проблема — другие родители писали заявления, что не хотят, чтобы их дети учились с ним, поскольку все внимание учителей было приковано к нему.
Когда обычные ребята и дети с инвалидностью занимаются вместе — это учит их состраданию, они меняются, начинают помогать и защищать. Но родителям часто проще сказать «нет» на совместное обучение, без каких-либо аргументов."

Лариса (мама обычных школьников):

"Девочки, у нас в обычных общеобразовательных школах все классы инклюзивные. К детям со специальными потребностями постоянно прикреплен учитель (специального профиля) и помощник учителя, который, например, помогает возить инвалидную коляску, одевать ребенка к выходу на улицу и т,п,
У дочери в классе были такие дети, которые не доставляли никаких проблем и, на мой взгляд, учили других детей милосердию.
А сейчас, уже с сыном, столкнулась с другой стороной медали: 6-летний ребенок с интеллектуальным развитием двухлетки и физическим развитием лет на 9 - 10, совершенно неуправляемый и неконтролируемый... Если только его "личный" учитель на мгновение отвлекается или попросту выходит в туалет - тут же случается какая то проблема. И таких детей в классе из 12 человек ДВОЕ.
Сыну уже раздавили коробку для школьных обедов. В другой раз в его обед просто вступили ногой и разбросали все по полу. Не говорю уже про толкания, щипания и попытки ударить.

Сын очень расстроен. Я тоже расстроена. Если раньше я пыталась как-то объяснить ему особенности этих детей, привести в пример похожих одноклассников дочери (очень добрых и хороших) то сейчас у меня просто уже кончились аргументы..."

Две абсолютно разные позиции двух мам. И каждая из них права по-своему.

Может ли работать модель инклюзивного образования в обычной школе?

Большие финансовые вложения, переподготовка кадров и другие организационные моменты - это проблемы, с которыми столкнется образовательное учреждение в рамках внедрения программы инклюзивного образования. Не каждое из них может себе это позволить.

Директор частной школы-интерната «Абсолют» Мария Прочухаева поделилась своим мнение о внедрении инклюзивного образования в образовательных учреждения:

" В школе «Абсолют» учатся 132 ребенка, из них у 86-ти адаптированные программы обучения. Школа принимает детей с особенностями развития, с различными нарушениями здоровья, детей из детских домов и обычных детей. Модель в школе та же, что в инклюзивных школах «Ковчег» и № 1540: общеобразовательные классы, где учатся нормативные дети и дети с особенностями развития (не больше чем 2-3 ребенка с ОВЗ на класс из 20 человек), малые группы, где дети учатся по адаптированным программам: туда, как правило, попадают дети с умственной отсталостью и другими сложностями. В школе работают педиатр, невролог, психиатр, инструктор ЛФК, есть ABA-класс для детей с расстройством аутистического спектра, альтернативные методики коммуникации для невербальных детей.

А главное - это индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от диагноза и жизненной ситуации»

Мария Михайловна рассказала об одной ученице, которая закончила 1-ый класс в 2019 году:

"У девочки аутизм. В начале учебного года она резко реагировала на изменения, в том числе звуки, звонок с урока, на урок.

«Любое изменение приводило ее в состояние возбуждения. Она много плакала, кричала, жаловалась. В течение года с девочкой работали психолог и логопед. Во-первых, ее одноклассники, получив опыт взаимодействия с особенным ребенком, тоже стали гораздо компетентнее в общении, и это знание они начали распространять и друг на друга в том числе. Они в состоянии спросить: “Почему ты плачешь? Ты хочешь пить или скучаешь по маме? Что тебя утешит?” То есть дети стали внимательнее друг к другу»

Уже к концу учебного года девочка стала гораздо спокойнее, научилась объяснять свои эмоции, у нее расширился словарный запас."

Иногда мамы и папы считают, что инклюзивное образование — это тот ключ, повернув который он откроет все двери перед их ребенком и превратится его из "особенного" в обычного. Нет, не превратит. Но научит ребенка просто жить в нашем обществе.

Уважаемые читатели, как вы отнесетесь к тому, если завтра за парту с Вашим ребенком рядом посадят "особенного" ребенка?