Найти тему
Академия Покупок

Фигурное катание по-голливудски. Какие элементы сделать нельзя, но в кино можно

Оглавление

Фигурное катание – всегда одно из самых ожидаемых событий зимних Олимпийских игр. Но в Голливуде кинематографисты позволяют себе некоторые вольности на льду, а именно, когда дело доходит до некоторых технических элементов. Законы физики здесь совершенно не нужны. Вот несколько элементов фигурного катания, которые совершенно невозможно выполнить в реальной жизни, но с помощью магии кино – пожалуйста.

PARAMOUNT HOME VIDEO
PARAMOUNT HOME VIDEO

«Золотой лёд»

Этот кульминационный момент наступает ближе к концу фильма 1992 года «Золотой лёд», когда фигуристка Кейт Мозли (ее играет Мойра Келли) поворачивается к своему партнеру Дагу Дорси (Д. Б. Суини) как раз перед выходом на лед на Олимпийских играх, и взволнованно заявляет: «Мы делаем Памченко!»

В отчаянии Даг пытается отговорить ее от этого. «Забудь об этом. Это слишком опасно!», – кричит он, перекрывая шум ликующей толпы на ледовой арене.

Они спорят вплоть до того момента, когда начинает звучать музыка, стоит ли пытаться сделать «подкрутку Памченко» – очень сложный и опасный элемент, изобретенный их тренером, который, если его выполнить во время катания, означал бы мгновенную золотую медаль. Короче (спойлер), они выполняют этот элемент безупречно, и фильм заканчивается тем, что они выигрывают олимпийское золото.

Это триумфальный финал. Создатели фильма использовали комбинированные съемки, чтобы создать иллюзию, что фигуристы действительно исполнили этот элемент. Правда же в том, что реально выполнить «подкрутку Памченко» невозможно.

Ранее в фильме тренер Антон Памченко (Рой Дотрис) бросает на лед кучу помятых схем во время тренировки, в которых подробно описывается очень опасный парный элемент, который он изобретал в последние 20 лет.

Заинтригованный Даг смотрит и говорит: «Вращение, поворот, бросок... и я ее поймаю?»

«Подкрутка Памченко» действительно имеет под собой реальную основу. Она состоит из двух частей, как выразился Даг. Первая часть – это «вращение с поддержкой», которое является элементом, фактически запрещенным на соревнованиях по правилам Международного союза конькобежцев. Его часто исполняют на показательных выступлениях и в ледовых шоу, потому что это захватывающее зрелище для публики – мужчина держит партнершу за ноги и раскачивает ее вверх и вниз во время вращения. Голова женщины обычно оказывается в нескольких сантиметрах от льда, если всё сделано правильно. Если неправильно... просто постарайся не думать об этом.

Вторая часть – это «бросок с подкруткой», более известный как «раздельная подкрутка». Это обязательный технический элемент в соревнованиях пар. Пары элитного уровня регулярно выполняют тройные и даже четверные подкрутки (женщина делает три или четыре оборота в воздухе). Двукратные олимпийские чемпионы Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков выполнили хрестоматийную тройную подкрутку в своей произвольной программе на Олимпийских играх 1988 года в Калгари – на видео ниже – это первый технический элемент:

Теперь соедините «вращение с поддержкой» с «подкруткой». Физика просто не позволит это выполнить. Центробежная сила, возникающая во время вращения, запускает женщину – при условии, что она отпущена в самой высокой точке вращения – по параболической траектории. Теоретически она могла бы использовать инерцию, чтобы закрутиться в воздухе, но очень маловероятно, что она будет подброшена достаточно высоко, чтобы не удариться головой о лед во время отскока. И даже если бы она это сделала, горизонтальная траектория отбросила бы ее так далеко от партнера, что у того нет никакого реалистичного способа остановить собственный импульс от вращения и преодолеть расстояние, чтобы поймать ее.

Памченко говорит в фильме, что всё дело во времени. Но, честно говоря, не стоит рисковать ужасающими травмами, к которым неизбежно приведет проверка его теории. Есть много других законных и физически возможных движений, на которые фигуристы могут потратить свое время и энергию.

«Лезвия славы: Звездуны на льду»

В фильме «Лезвия славы» (2007) Уилл Феррелл и Джон Хедер играют двух чемпионов-одиночников, которым пожизненно запрещено участвовать в мужских соревнованиях после неприятного инцидента на соревнованиях. Отчаявшись вернуться на лед, они объединяются в пару. Чтобы иметь шанс победить действующих чемпионов – пару Стронц и Фэйрчайлд (Эми Полер и Уилл Арнетт), они исполняют крайне опасный и сложный элемент под названием «Железный Лотос», попытка исполнить который предпринималась только в Северной Корее с печальным итогом.

Если «подкрутка Памченко» невозможна, то «Железный лотос» просто смехотворен – в чём, конечно же, его суть. Все начинается также, с вращения, когда партнер держит другого за конёк. Однако на нужной высоте фигурист запускает его в обратное сальто вместо поворота. Пока партнер закручивается, другой выполняет под ним прыжок-колесо. Закончив, он хватает его за руку и ногу, и пара грациозно выходит из элемента вместе.

«Клянусь Богом, ты отрежешь мне голову», – предупреждает Чазз Майкл Майклс (Феррелл) своего партнера Джимми Макэлроя (Хедер), прежде чем они попытаются исполнить элемент в финале фильма. Когда они начинают его, их тренер (Крейг Нельсон) кричит: «Нет! Не делай этого! Я ошибся, это самоубийство!»

Но без лишних слов, главные герои волшебным образом исполняют этот элемент. Или, скорее, каскадеры с компьютерной анимацией, потому что это физически невозможно. Это потребовало бы, чтобы фигурист прямо в воздухе перешел от вращения с отскоком к сальто назад. Может быть, это возможно на Луне, где гравитация не так велика, но на Земле – увы.

Итак, что же мы узнали из этого маленького урока физики фигурного катания? На следующих Зимних Олимпийских играх вы не увидите ни «подкрутку Памченко», ни «Железного лотоса». И не пытайтесь делать это дома.