Я уже несколько раз принимался за написание материала о воздушном сражении на Кубани в 1943 году. И каждый раз упирался в нехватку информации. Из того, что доступно сейчас, можно сделать однозначный вывод, что советская версия (а другой у нас пока нет) тех событий сильно не соответствует действительности. Но к сожалению, не хватает данных о количественном составе советской авиации, хотя бы истребительной, которая была задействована в боевых действиях.
Пока лишь ясно, что приводимые данные о потерях Люфтваффе очень сильно завышены советской стороной. Что уже едва ли должно кого-то удивлять. Впрочем, немцы точно так же сильно завысили и советские потери. Что лишний раз подтверждает то, о чём я пишу регулярно — никогда не следует ориентировать на потери, которые указывает противник, они всегда завышены, как по субъективным, так и по объективным причинам.
И если по ходу самого сражения я пока так и не готов написать что-то, то по поводу его итогов информации вполне достаточно.
Начать следует с встречающегося иногда утверждения, что на Кубани было завоёвано стратегическое господство в воздухе, да ещё и на всю оставшуюся войну. Чего на самом деле не утверждалось даже в советское время, а писали лишь, что:
Победа на Кубани явилась новым важным этапом на пути завоевания советской авиацией стратегического господства в воздухе на всем фронте вооруженной борьбы. Итог воздушных сражений на Кубани изменил дальнейший ход борьбы за стратегическое господство в воздухе в пользу Советских ВВС.
Поскольку вопрос о завоевании господства в воздухе советской авиацией во Второй Мировой войне очень щекотливый. И говорить о том, что оно было, никто из серьёзных историков не берётся. Собственно, ведь, чёткого понятия, что есть «господства в воздухе» не существует. Если собрать все возможные примеры, то можно говорить, что господство в воздухе — это возможность решать любые поставленные перед авиацией задачи, причём самолёты противника не способны этому помешать. Чего, увы, не имело место. Во всяком случае в стратегических масштабах.
Сражение на Кубани показало, что к лету 1943 года в советской авиации наступил новый этап. Как, впрочем, и во всей Красной Армии.
Весь 1942 год и начало 1943 года — это почти сплошная череда неудач на всех фронтах. В конце 42-го сумели окружить немцев в Сталинграде, а в начале 43-го смогли-таки их пленить, удалось пробить узкий коридор в Ленинград. Успех под Сталинградом дал толчок для последующих успешных операций на южном фланге, но планируемого стратегического поражения Вермахта не получилось — немцы восстановили фронт и даже стали пытаться перехватывать инициативу, под Харьковом даже успешно. В целом все успехи 42-го и начала 43-го годов тонут на фоне многочисленных неудачных операций, о которых у нас до сих пор малоизвестно.
Однако к лету Красная Армия уже менялась. И не только количественно, но и качественно. Если в 42-м пополнение в большей мере было «от самых окраин», и прежде чем учить их стрелять, надо было хотя бы обучить русскому языку, то в 43-м большой процент уже составляли выздоравливающие из госпиталей. То есть получившие боевой опыт. А те бойцы и командиры, кто выжил и воевал в действующей армии, тоже стали опытными фронтовиками. Говорить о каком-то возросшем уровне командования едва ли стоит, но это разговор большой и серьёзный, в двух словах не скажешь.
Всё вышесказанное относится и к авиации. Войну наши ВВС начали, имея слишком много пилотов, имевших 20-30 часов общего налёта — по сути умевших лишь взлетать и кое-как садиться. Они погибали, но им на смену приходили подготовленные по ускоренной программе лётчики, что никак не увеличивало общее качество. Сей факт усугублялся качеством самолётов, в первую очередь истребителей. На смену «ишакам» и «Чайкам» первых месяцев войны пришли Яки и ЛаГГи. Которые хоть и были лучше своих советских предшественников, для «мессеров» серьёзным противником не являлись. Немногочисленные ленд-лизовские «Харрикейны» и «Киттихауки» были немногим лучше советских истребителей. И упрекнуть пилотов-истребителей, которые избегали боёв с немецкими асами, у меня рука не поднимается.
Надо не забывать всегда, что качество серийной советской техники очень сильно отставало от табличных данных. Хоть квалифицированных рабочих в оборонке и старались сохранить, но всё-таки значительную часть работников составляли женщины, старики и дети. Которые не доедали и не досыпали. Вечный им поклон за их огромный вклад в общую победу. Так что слава богу, что хоть как-то что-то летало.
В 43-м году стали появляться в заметных количествах «Аэрокобры» и отечественные Ла-5, которые хоть и не имели превосходства над немецкими машинами, но существенно уменьшили отставание.
Среди наших новшеств в сражении на Кубани упоминается ведение боя на вертикалях, широкое использование наземных наводчиков, массированное применение авиации на главном направлении, наращивание сил в ходе боя, новые боевые порядки за счёт использование радиосвязи на самолётах. Всё это совершенно справедливо, однако стоит вспомнить, что все перечисленные новшества были таковыми лишь для советской авиации, но уже давно стали естественными и неотъемлемыми составляющими для немецких и английских пилотов. Поэтому сражение на Кубани — это был тот этап, с которого началось ведение боя современными (для той эпохи) методами.
У нас сейчас многие не шибко грамотные журналисты и «эксперты» любят говорить о том, что несмотря на всё техническое превосходство немцев, мы же победили. Только не понимают, что за это самое отставание приходилось платить кровью.
По поводу потерь я когда-нибудь обязательно найду данные, но по оценкам разных авторов, лётчиков истребителей было потеряно около 240 человек, среди них семь асов, Героев Советского Союза, у каждого из которых более десяти побед, пять командиров полков, семнадцать командиров эскадрилий.
Это при том, что Люфтваффе потеряло погибшими, пленными и пропавшими без вести 24 лётчика-истребителя, плюс к ним один погибший хорватский пилот и три дезертировавших хорвата же.
Итог сражения на Кубани едва ли можно считать нашей победой, тут скорее ничья, поскольку говорить о победе Люфтваффе ещё меньше поводов. Можно сформулировать этот как большой успех нашей авиации, когда поставленные задачи решались, хоть и не всегда полностью. Создание значительного численного превосходства над немцами было и раньше, но в этих боях его удалось более успешно использовать, хотя проблемы с управлением оставались. Недаром в ходе боевых действий происходили постоянные реорганизации в верхах: ликвидировали командование ВВС Северо-Кавказского фронта, объединили воздушные армии.
К сожалению, эта весьма значимая и очень интересная операция ещё ждёт подробных и беспристрастных исследователей, которые дадут её подробное описание. Хочется верить, что когда-то мы будет знать все детали и подробности.
Настоятельно рекомендую вам мою статью:
Неизвестные битвы: Бобруйское воздушное сражение