Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Киты и слоны от искусства — кто кого сборет?

Михаил Врубель, Демон поверженный, 1902 год, эскиз акварелью
Михаил Врубель, Демон поверженный, 1902 год, эскиз акварелью

Вот встречаются на открытии выставки два художника. Их работы давно беспрепятственно попадают на экспозиции, даже занимают одинаково выгодные места в зале. Мастера задушевно здороваются и берут по бокалу шампанского с подноса у мимо проходящей по случаю девушки. И вы, наблюдающие эту встречу со стороны, думаете, что вот оно — обогащающее мир общение сфер искусства, великосветская беседа двух художников, которая, возможно, родит новые истины или хотя бы композиции.

 Михаил Врубель, Серафим, 1904–1905 гг, бумага, акварель, угольный и графитный карандаши
Михаил Врубель, Серафим, 1904–1905 гг, бумага, акварель, угольный и графитный карандаши

Осторожно, это видимость! Ведь один пишет на холстине, натянутой собственными руками, а второй покупает готовый формат. Первый для эскизов клеит на двп упаковочную бумагу, а его собеседник может делать зарисовки только на белом листе. И второй заказывает каллиграфические кисти, а первый не знает, что делать с банкой готового грунта, которую ему подарили на Новый год!

Словом, в вопросах творческого поиска им общего языка не найти. Один тактично молчит, когда коллега рассуждает о хорошем картоне, который выбрасывают супермаркеты, а тот прячет улыбку в усы при новом слове «скетчбук».

И хорошо, ведь никто не знает, что будет, если слон на кита налезет — кто кого сборет? Лучше и не знать! Это не будет блицкригом, это будет похоже на мировое противостояние, на хитро построенную партию, где перемирия окажутся подобными Брестскому миру, а бои не кончатся до последней капли крови!

Михаил Врубель, «Фантастический пейзаж», 1890-е годы, бумага, акварель
Михаил Врубель, «Фантастический пейзаж», 1890-е годы, бумага, акварель

Шутка ли — сделать неправильный выбор художественного магазина и увеличить себестоимость работы вдвое! Да настоящий мастер отнимет у школьника набор карандашей и нарисует шедевр почище Врубеля! А набрать грязи из лужи и написать обнажённую натурщицу веником? Но, помилуйте, вдохновение не живёт в неубранной мастерской, а карандаш должен радовать само осязание пальцев! Будете спорить, и муза покинет ваше запущенное логово!

Если ли трагедия в разнообразии форм жизни в мастерских художников? Конечно нет! Главное, не сталкиваться китам и слонам, да это и невозможно в дикой природе! Поэтому пока художники пьют шампанское с одного подноса, они просто улыбаются в усы.

И не обольщайтесь: перед вами две пороховые бочки, две, если хотите, философские системы, музей всех искусств, который разделился сам в себе. Но вам это на руку.

Просто берегите вдохновение!

Ваша К. С.

5 фильмов о великих художниках: одним мастерством художник не исчерпывается!