Часть 1. Неудачные прототипы.
Первые шаги на тестах и опытнейшие пилоты, нищие команды с медленными болидами и заезды в топ-командах (бывало даже на подиумы), богатые родители и даже поддержка высших политических деятелей – всё это связано с российскими пилотами в Формуле-1.
В этой серии статей мне хочется вкратце рассказать о том, кто из пилотов какой след оставил в Формуле-1, чем занимался и почему всё произошло именно так, и можно ли считать это плюсом.
Пилот номер 0. Сергей Злобин.
Сергей Злобин - первый российский пилот, которому довелось проехать в болиде Формулы-1. Это был довольно амбициозный человек, который ставил задачей ни много, ни мало "протоптать дорожку в Ф-1 для российских гонщиков"... впервые сев за руль гоночного автомобиля в 26 лет. Из значимых достижений до Формулы-1 можно только отметить выступление в Евро Формуле-3000, где занял пятое место.
Возникает вопрос: "Раз он не имел до момента теста гоночного болида большого таланта и великих достижений, как он попал за руль?" Тут всё просто, это было проплаченное место. А заплатил за него Газпром. Причём сумма выплат осталась неизвестной. Но мы можем предположить, что довольно крупной, ведь Сергей уступил другому тестеру этой команды почти 1,5 секунды на короткой трассе.
Но несмотря на это, в 2004 году мы получили первого пилота, находящегося в расположении команды Формулы-1, а Минарди – нового спонсора в виде Газпрома. Однако данная эпопея не продлилась долго и в том же году с болида Минарди пропал российский спонсор, а из итальянской конюшни – российский тест-пилот, который был заменён венгром Жолт Баумгартнер.
После Формулы-1, дела у Злобина пошли гораздо лучше после неудачного забега в элиту автоспорта. В 2012 году участие в гонке на выносливость в Барселоне принесло ему серебряную медаль в классе А6. Но также в его карьере были и победы: в 2014 году ему удалось взять первенство в чемпионате WEC в классе LMP2 и по итогам сезона одержать верх в Европейской серии Ле-Ман в классе GTE.
Если же оценивать его вклад в продвижении Формулы-1 среди российских пилотов, то это может охарактеризовать как торжественное заложение первого кирпича: событие действительно значимое, но по сути бесполезное. Однако теперь команды Формулы-1 знали, что если команде нужны средства, они могут глянуть в сторону России, ведь тут есть пилоты, которые могут водить на достаточно высоком уровне. По крайней мере для тестеров.
Пилот номер 0.5. Роман Русинов.
Как рассказывал Злобин, что он не претендовал на победы и подиумы, его задачей была протоптать дорогу в Ф-1, пока подрастают Алёшин и Русинов. И первым из этой пары за рулём Формулы-1 себя попробовал именно Роман.
Карьера до гонок Формулы-1 проходила куда успешнее, чем у предыдущего пилота: за спиной целый ворох участий в различных формульных серий (и не только формульных), даже имелась победа в сезоне Европейской серии Ле-Ман. Поэтому можно предположить что он мог быть взят именно за счёт своего гоночного таланта.
Команда, в которой оказался наш соотечественник, называлась Midland. Ею управлял канадский бизнесмен с русскими корнями Алекс Шнайдер. Одной из его целей было привлечение российских спонсоров в свою команду, с чем мог бы помочь пилот соответствующей национальности, коим и был Роман. Человек, о котором мы говорим, даже принял участие в презентации болида команды в Москве на Красной Площади.
Дебют в болиде Формулы-1 был совершён в Хересе, где гонщик продемонстрировал себя с не самой худшей стороны. Но, тут уже мало что зависело от навыков, ведь команда была продана голландскому производителю суперкаров Spyker. И, на удивление, им тоже важно было иметь пилота-соотечественника в команде. И такой нашёлся, звали его Кристиан Альберс, который показал результат хуже, чем Роман. Однако, он родился в нужной стране и имел нужных спонсоров.
Поэтому на старт Гран-При пилот российской национальности так и не вышел. Но на Формуле-1 карьера не заканчивается. С 2008 года он продолжил выступления в кузовных гонках, где добился довольно хороших результатов, а именно:
- Первые места в чемпионате мира по гонкам на выносливость 2015 года, в Европейской серии Ле-Ман 2018 года и Азиатской серии Ле-Ман сезона 2019/2020;
- Вторые места в Европейской серии Ле-Ман 2019 года, в чемпионате мира по гонкам на выносливость 2014 года и в гонке "6 часов Нюрбургринга" в 2013 году.
- Третьи места в чемпионате мира по гонкам на выносливость 2012 и 2016 года, а также в серии Ле-Ман 2008 года.
В итоге, Роман не является пилотом в классе машин с открытыми колёсами от мозга до костей, но при этом, этот опыт был очевидно куда более удачным, чем забег Сергея Злобина. Но на старт гонки в Формуле-1 он всё ещё не смог выйти и мы ждали, когда всё-таки первый русский пилот выйдет на старт. Вклад Романа в продвижении пилотов Формулы-1 можно оценить как незначительный, но положительный. Он показал, что в данном государстве заинтересованы в попадании в королеву автоспорта и пилоты делают всё возможное, чтобы этого добиться.
А что делали болельщики? Мы просто ждали. Ждали, пока в это время, один малозаметный пилот начал перебираться за границу, участвовать там в различных формульных сериях, в итоге в 2006 году оказавшись во втором по значимости классе - GP2.
Итог. Послесловие.
Данная статья является первой из серии "Российские пилоты в Формуле-1". Следующие части будут появляться раз в 2 дня, пока я занимаюсь одним крупным проектом, связанным с Формулой-1. В будущем, здесь можно будет перейти на нужную вам часть:
Часть 1 (вы находитесь здесь)
Часть 5 (18.01)
Часть 6 (20.01)
А если вам понравилась данная статья, то подписывайтесь, ставьте лайки и рассказывайте друзьям.
Также вы можете прочитать статью о том, когда внутри пилота увядает спортсмен и появляется человек, а также о том, как Рэйсинг Поинт мог сделать из Формулы-1 – МоноФормулу.