Найти в Дзене
Формула-1 с головой

Российские пилоты в Формуле-1. "ДоПЕТРОВская эпоха". (часть 1)

Часть 1. Неудачные прототипы.

Первые шаги на тестах и опытнейшие пилоты, нищие команды с медленными болидами и заезды в топ-командах (бывало даже на подиумы), богатые родители и даже поддержка высших политических деятелей – всё это связано с российскими пилотами в Формуле-1.

В этой серии статей мне хочется вкратце рассказать о том, кто из пилотов какой след оставил в Формуле-1, чем занимался и почему всё произошло именно так, и можно ли считать это плюсом.

Пилот номер 0. Сергей Злобин.

Источник: sportscar365.com.
Источник: sportscar365.com.

Сергей Злобин - первый российский пилот, которому довелось проехать в болиде Формулы-1. Это был довольно амбициозный человек, который ставил задачей ни много, ни мало "протоптать дорожку в Ф-1 для российских гонщиков"... впервые сев за руль гоночного автомобиля в 26 лет. Из значимых достижений до Формулы-1 можно только отметить выступление в Евро Формуле-3000, где занял пятое место.

Возникает вопрос: "Раз он не имел до момента теста гоночного болида большого таланта и великих достижений, как он попал за руль?" Тут всё просто, это было проплаченное место. А заплатил за него Газпром. Причём сумма выплат осталась неизвестной. Но мы можем предположить, что довольно крупной, ведь Сергей уступил другому тестеру этой команды почти 1,5 секунды на короткой трассе.

Источник: yandex.by
Источник: yandex.by

Но несмотря на это, в 2004 году мы получили первого пилота, находящегося в расположении команды Формулы-1, а Минарди – нового спонсора в виде Газпрома. Однако данная эпопея не продлилась долго и в том же году с болида Минарди пропал российский спонсор, а из итальянской конюшни – российский тест-пилот, который был заменён венгром Жолт Баумгартнер.

После Формулы-1, дела у Злобина пошли гораздо лучше после неудачного забега в элиту автоспорта. В 2012 году участие в гонке на выносливость в Барселоне принесло ему серебряную медаль в классе А6. Но также в его карьере были и победы: в 2014 году ему удалось взять первенство в чемпионате WEC в классе LMP2 и по итогам сезона одержать верх в Европейской серии Ле-Ман в классе GTE.

Если же оценивать его вклад в продвижении Формулы-1 среди российских пилотов, то это может охарактеризовать как торжественное заложение первого кирпича: событие действительно значимое, но по сути бесполезное. Однако теперь команды Формулы-1 знали, что если команде нужны средства, они могут глянуть в сторону России, ведь тут есть пилоты, которые могут водить на достаточно высоком уровне. По крайней мере для тестеров.

Пилот номер 0.5. Роман Русинов.

Источник: rsport.ria.ru
Источник: rsport.ria.ru

Как рассказывал Злобин, что он не претендовал на победы и подиумы, его задачей была протоптать дорогу в Ф-1, пока подрастают Алёшин и Русинов. И первым из этой пары за рулём Формулы-1 себя попробовал именно Роман.

Карьера до гонок Формулы-1 проходила куда успешнее, чем у предыдущего пилота: за спиной целый ворох участий в различных формульных серий (и не только формульных), даже имелась победа в сезоне Европейской серии Ле-Ман. Поэтому можно предположить что он мог быть взят именно за счёт своего гоночного таланта.

Команда, в которой оказался наш соотечественник, называлась Midland. Ею управлял канадский бизнесмен с русскими корнями Алекс Шнайдер. Одной из его целей было привлечение российских спонсоров в свою команду, с чем мог бы помочь пилот соответствующей национальности, коим и был Роман. Человек, о котором мы говорим, даже принял участие в презентации болида команды в Москве на Красной Площади.

Источник: betteam.ru.
Источник: betteam.ru.

Дебют в болиде Формулы-1 был совершён в Хересе, где гонщик продемонстрировал себя с не самой худшей стороны. Но, тут уже мало что зависело от навыков, ведь команда была продана голландскому производителю суперкаров Spyker. И, на удивление, им тоже важно было иметь пилота-соотечественника в команде. И такой нашёлся, звали его Кристиан Альберс, который показал результат хуже, чем Роман. Однако, он родился в нужной стране и имел нужных спонсоров.

Поэтому на старт Гран-При пилот российской национальности так и не вышел. Но на Формуле-1 карьера не заканчивается. С 2008 года он продолжил выступления в кузовных гонках, где добился довольно хороших результатов, а именно:

- Первые места в чемпионате мира по гонкам на выносливость 2015 года, в Европейской серии Ле-Ман 2018 года и Азиатской серии Ле-Ман сезона 2019/2020;

- Вторые места в Европейской серии Ле-Ман 2019 года, в чемпионате мира по гонкам на выносливость 2014 года и в гонке "6 часов Нюрбургринга" в 2013 году.

- Третьи места в чемпионате мира по гонкам на выносливость 2012 и 2016 года, а также в серии Ле-Ман 2008 года.

Источник: zr.ru
Источник: zr.ru

В итоге, Роман не является пилотом в классе машин с открытыми колёсами от мозга до костей, но при этом, этот опыт был очевидно куда более удачным, чем забег Сергея Злобина. Но на старт гонки в Формуле-1 он всё ещё не смог выйти и мы ждали, когда всё-таки первый русский пилот выйдет на старт. Вклад Романа в продвижении пилотов Формулы-1 можно оценить как незначительный, но положительный. Он показал, что в данном государстве заинтересованы в попадании в королеву автоспорта и пилоты делают всё возможное, чтобы этого добиться.

А что делали болельщики? Мы просто ждали. Ждали, пока в это время, один малозаметный пилот начал перебираться за границу, участвовать там в различных формульных сериях, в итоге в 2006 году оказавшись во втором по значимости классе - GP2.

Источник: vpetrov.gallery.ru.
Источник: vpetrov.gallery.ru.

Итог. Послесловие.

Данная статья является первой из серии "Российские пилоты в Формуле-1". Следующие части будут появляться раз в 2 дня, пока я занимаюсь одним крупным проектом, связанным с Формулой-1. В будущем, здесь можно будет перейти на нужную вам часть:

Часть 1 (вы находитесь здесь)

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5 (18.01)

Часть 6 (20.01)

А если вам понравилась данная статья, то подписывайтесь, ставьте лайки и рассказывайте друзьям.

Также вы можете прочитать статью о том, когда внутри пилота увядает спортсмен и появляется человек, а также о том, как Рэйсинг Поинт мог сделать из Формулы-1 – МоноФормулу.